Найти тему
15 подписчиков

Почему мы уверенны, что у нас ничего не получится?


Или что мы знаем о «Выученной беспомощности»?

Знаменитый эксперимент на собаках (проведен американским психологом Мартин Селигман в 1964 году).

Собак били током - и они сперва сопротивлялись, но в созданных им условиях они ничего не могли сделать и постепенно смирялись со своей участью. Их били током - а они ложились на пол клетки, их глаза тускнели, на них накатывала апатия, они быстрее старели и лысели. Потом эти же собак переселяли в клетки с низким барьером – из которых можно было спокойно выпрыгнуть.
Но собаки уже не выпрыгивали - они научились тому, что от них ничего не зависит.

У человека также вырабатывается условный рефлекс, если он находится длительное время в неблагоприятных условиях постоянного унижения, физического или психологического насилия. Например, домашнего насилия через сравнение с другими, например:
«… у Саши получается лучше, чем у тебя»,
«…кем ты станешь…, разве что в дворники пойдёшь…»,
«… а другие женщины всё успевают… и детей воспитывать, и к косметологу ходить» и т.п.

Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»).

Наглядный пример синдрома выученной беспомощности — Анатолий Ефремович Новосельцев из художественного фильма «Служебный роман». До определенного момента он является ярким представителем выученно-беспомощных личностей. Он тотально не уверен в себе, нерешителен, робок, застенчив. Он нуждается в деньгах и ему хотелось бы получить вакантное место заведующего отделом, но он не знает, как к этому подступиться.

Чаще слышим от людей с выученной беспомощностью:

• «У меня все равно ничего не получится, не стоит даже пытаться».
• «Я уже пробовал, все оказалось бесполезно, зачем впустую тратить на это силы».
• «Ты же знаешь, я неудачник по жизни, так что надо наслаждаться тем, что есть»
• «У меня для этого не хватит опыта, это же сколько еще надо учиться, а у меня на это нет времени».
• «Я недостоин любви, никто меня больше не полюбит».

Какие причины возникновения выученной беспомощности?

В благополучных семьях родители мечтают правильно воспитать детей и не дают им шагу ступить без бесконечного контроля. Это и совместное выполнение домашних заданий, и отсеивание «плохих» друзей, и выбор за ребенка секции или кружка, который он обязан посещать.

И вот здесь таится удивительное противоречие. Гиперопека направлена на то, чтобы вырастить из ребенка в будущем успешную личность. Однако, если ребенка воспитывают пассивным, послушным и зависимым, то он не сможет стать активным, независимым и успешным.

Его учат, как избегать поражений, а не как двигаться вперед. В итоге он поступает в вуз, чтобы получить выбранную за него родителями профессию, чтобы не загреметь в армию и чтобы в будущем получать большую зарплату. Он выбирает работу, на которой мало требуют и больше платят, и неважно, что она ему совершенно не нравится.

Другая крайность, когда родители всячески поощряют любые желания и капризы ребенка. Ему покупают игрушки и сладости в неограниченном количестве по первому требованию. Ему прощают любую выходку, если он, например, заболел.

Избалованные дети довольно быстро понимают выгоду от подобных ситуаций и продолжают прикидываться больными, ущербными и беспомощными уже и во взрослом возрасте.

Либо ребенок может действовать по уже сформированной модели, которая кажется ему выгодной. К примеру, какого-то члена семьи чрезмерно опекают и оберегают — маму, бабушку, младшего брата. И тогда ребенок начинает притворяться таким же слабым/болезненным/беспомощным, чтобы получить желаемое путем наименьших усилий.

Откликаются ли вам данные примеры, можете привести еще парочку?

#Выученная_беспомощность
3 минуты