Найти тему

ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ В XV веке термины «высокий борт» и «низкий борт» применялись для описания корпуса, при этом корабли в то время перемещались с помощью парусов и гребцов или одних только парусов. Дальнейшие различия касались способов управления и формы паруса: использовался латинский (треугольный) парус либо прямой, имевший прямоугольную или трапециевидную форму. Сегодня высота надводного борта это расстояние от верхней палубы до ватерлинии, но в XV веке данное понятие относилось скорее ко всей части корпуса, возвышающейся над ватерлинией. Как правило, суда с длинным корпусом имели латинские паруса, а более короткие и высокие, так называемые круглые корабли, оснащались прямыми парусами. Высота бортов круглых кораблей значительно превышала высоту бортов длинных судов с латинскими парусами. Высота борта влияла на мореходные качества в водах с экстремальными погодными условиями. Преимущество кораблей с низкими бортами, таких как галеры, состояло в возможности использования весел в штиль, однако при волнении на море становились очевидными их конструктивные недостатки.

Между гребнями волн киль галеры изгибался вверх, а на гребне волны вниз при продолжительном действии эти
движения повреждали обшивку судна. «Круглые>> корабли сталкивались с той же проблемой, но они были короче галер, и не испытывали столь разрушительного воздействия. Конструктивный дефект галеры дополнялся еще одним недостатком
неудобством управления латинским парусом. Так как латинские паруса закреплены длинной стороной на рее, морякам часто приходится перекладывать парус на другой борт в зависимости от направления ветра.
Галеры прекрасно подходили для относительно спокойных вод Средиземного моря, однако в начале XIV века мы встречаем упоминание о круглых кораблях в этом регионе, сделанное итальянским средневековым хронистом Джованни Виллани. По байоннские его словам, в 1304 пираты году (Байонна французский порт, входящий в состав исторической области Страна басков) вошли в Средиземное море на коггах. Их корабли позднее взяли за образец гену-эзцы и венецианцы.
ВЫСОКИЙ И НИЗКИЙ В XV веке термины «высокий борт» и «низкий борт» применялись для описания корпуса, при этом корабли в то время перемещались с помощью парусов и гребцов или одних только парусов.
1 минута