59 подписчиков
Оказалось, что в конце 2022 года Эрмитаж приобрел один из вариантов картины А. Бёклина "Остров мертвых" (точнее - самый последний - шестой - вариант картины).
Кажется, лет в шесть я увидела в энциклопедии картину Бёклина "Чума". Гений проявляется в любой его картине и сокрыт в умении передать зрителю даже запахи, которые в реальности ему неизвестны. А может, это все из-за моего излишне бурного воображения? Оно всегда хорошо работало у меня и встретившись с талантом Бёклина, выдало весьма необычный результат. Едва взглянув на иссушенное болезнью чудище, я чуть ли не наяву ощутила удушающий смрад пыльных улиц, по которым медленно брела Чума, жадно проглатывая жизни встречных. Тогда мне стало известно чувство безнадежности и отчаяния.
Чуть позже я увидела вторую картину Бёклина. Это был один из его вариантов "Острова мертвых". И я ощутила тоску, но осознание наличия границ, за рамки которых я не могла выйти, находясь под впечатлением от картины - внушал страх, ранее мной не испытываемый. Да, меня испугал этот ограниченный, но притягательный мир тишины, столь тонко передающего состояние скорби. Это был страх ребёнка перед романтизированным образом забвения.
В мельчайших деталях моя фантазия дорисовала колыхание серо-сизой глади воды. Кажется, я могла представить даже едва уловимый плеск слегка покачивающейся ладьи с одинокой фигурой в белом саване. Я гадала о том, не "Не тот ли это Харон, о котором писали в мифах древней Греции?" и, не находя ответа, вновь начинала разглядывать игру света и теней на картине. Представление о надвигающейся тени скал и высоких деревьев особенно впечатлило меня. Печальные кипарисы, свечками устремленные к небу, были словно скорбящим символом вечности, сопровождающего любого пленника Острова мертвых, затерянного в безграничных ртутных водах безжизненного моря.
1 минута
15 августа 2023