Найти тему
72 подписчика

Иустин Философ писал, что для образованных греков и римлян платонизм был прологом к Новому Завету. Платон писал о высшем Божестве, о духовном мире, о бессмертной душе (о чём его учил Сократ), и все эти вещи, уже усвоенные культурной античностью, конечно же, помогали людям усваивать и Евангелие, в том числе помогало и созданию христианской философии.


Но что такое платонизм для современного читателя, даже верующего? Платонизм ему так же неизвестен (и не интересен), как и Евангелие. Этим и отличается античность от нашего времени, что тогда интерес к истине был крайне высок.

Григорий Нисский (355 — 395 гг.) пишет о времени уже поздней античности:

«Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали знатоками богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это – торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».

Святой Григорий говорит о такой всеобщей увлечённости с насмешкой, но представьте себе современного грузчика или продавщицу в киоске, которые рассуждали бы о догматике каппадокийцев или о Кьеркегоре…
1 минута