Найти тему

Бывает, когда делаете – и не получается?

Большинство не получается. Но так как я берусь сразу много делать, то обязательно что-нибудь получается.
Переформулирую: когда беретесь – и проваливаетесь. Получилось плохо, облажались…
Не бывает плохо. Сам процесс занятия делом – это уже хорошо. Не надо ждать результата, надо обожествлять процесс. Главное в жизни не то, что ты в конце концов сделал, а то, что ты этим занимался. Процесс приносит столько радости, роста, развития, значит, в этот момент я был счастлив и сделал важное дело. Зачем обязательно финал?
Есть ли фантазии ваши, до которых, по вашему мнению, мир еще не дошел, не дорос?
Я знаю, что я примерно на 15 лет опережаю то, что происходит в моей профессии. Я вижу уже какие-то вещи, которые через 15 лет станут достоянием всех. Я ими занимаюсь. Не потому, что мир не готов – пока это не нужно. Все вещи, которые ты сначала начинаешь, не всеми могут быть осознаны.
Можете привести пример из прошлого?
Клоуны – они как дети. Как мембраны. Поэты тоже такие. Они просто слышат звучание мира, но это еще не осознанное звучание. Как было в моей книжке: мечта – это предчувствие. Не что-то неуловимое и непонятное, это просто предчувствие тех вещей, которые скоро станут реальностью нашего мира.
Когда мы с Сашей Скворцовым начинали делать миниатюры, смеялись только наши друзья, а большие начальники говорили, что это ерунда и студенческая самодеятельность. Райкин сказал: “Подождите, не спешите, может быть, это новое слово, о котором мы еще сегодня не знаем. Давайте дадим хотя бы второе место этим ребятам. Вы посмотрите – зал весь лежит!”.
Еще Карцев и Ильченко начинали делать это в то же время. Я называл это экспрессивным идиотизмом. Мы выкладывали такое количество энергии, что профессионалы говорили: “Вы занимаетесь глупостью, у вас на одном сантиметре 5 трюков, достаточно одного, чтобы держать публику в напряжении”. А мы отвечали: “Не можем, мы захлебываемся от фантазии и радости жизни”.
Мистики и просветленные всех религий говорят, что одна из самых главных задач человека – стать таким же непосредственным и свободным, как ребенок. Психологи советуют, как разбудить в себе, взрослом, ребенка. Но я смотрю на детей, вспоминаю себя, и не могу сказать, что ребенок всегда себя ощущает счастливым. У него просто очень быстро меняются состояния. Вы согласны с этим тезисом “разбуди в себе ребенка”?
Это обязательно! Все мое творчество там и находится – ухитриться это состояние детства продлить на всю жизнь и есть главная задача человека, потому что через это он может стать более счастливым, чем в другом варианте. Детство – это ключик. В детстве мы живем еще не мозгами, а всем стихийным существом. Мы часть мира. А потом мы от него отрываемся и начинаем мозгами выправлять, где его догнать и как с ним сгармонизироваться. А ребенок живет в гармонии с миром.
Я до сих пор ребенок: реакции мои сегодня и реакции в детстве одинаковые. Я весь живу в полном мире, не даю мозгам оседлать меня и заставить логически подходить к вещам. Я все время балансирую и стараюсь находиться в этом балансе. Детство – идеальный учитель для нас на нашем пути жизни. Детские мечты исполняй – и будешь счастлив всю жизнь.
То есть, нужно быть либо ребенком, либо сумасшедшим, либо пьяницей?
Не ребенком быть, а брать у детей то, что они могут тебе дать. Они учат тебя. Я хотел начать преподавать в ГИТИСе и написал: давайте учиться у сумасшедших, собак, пьяниц и детей.
А собаки здесь при чем?
Собака за своим хвостом бегает с таким удовольствием! В животных есть естество природной натуры. Надо научиться, чтобы природа через тебя говорила, и ты ей не сопротивлялся. Конечно, все испугались, что я начну учиться у пьяниц, и не дали мне преподавать. И зря, у меня замечательные ученики, которые сейчас вместе со мной все это делают.
Дали-не дали, а вот в TED (это крупнейшая мировая площадка) у вас есть лекция “Счастье дурака”.
3 минуты