2 подписчика
Этично ли мне, психологу, собирать у своих клиентов отзывы о совместной работе?
Это первый пост из серии "Изнанка психолога", которую я анонсировал вот здесь.
Поводом для этого размышления стал вопрос о том, почему у меня в соцсетях мало отзывов клиентов.
Прежде всего, Этический кодекс психолога в принципе скептически относится к тому, чтобы психолог рекламировал себя и свои услуги.
С одной стороны, я этот пункт понимаю и поддерживаю. С другой стороны, если психолог сегодня, соблюдая этот этический пункт, не будет рекламировать себя, то его место в информационном поле займут другие специалисты, которых вообще никакой Кодекс ни в чем не ограничивает и не смущает. Соответственно, мне кажется, что и так не громкому голосу разума и тактичности справедливо будет дать хоть какой-то шанс в мире, где большую часть общественного внимания захватывают эксцентрики, демонстративные фигуры и фрики.
Теперь к отзывам. Для меня "отзывы клиентов" - это маркетинговый термин. Отзывы позволяют потребителям составить представление о продукте, услуге, или об их поставщиках, и сформировать доверие к ним.
А психологические консультации я считаю не совсем услугой, а больше инструментом оздоровления общества. Они позволяют людям чувствовать себя лучше, и потом эти люди преобразуют окружающую их среду и делают лучше жизнь не только свою, но и своих близких. Таким образом, работа психолога имеет социальное значение, и рассматривать ее мне тоже нравится не с маркетинговой, а с социальной стороны.
Соответственно, я стараюсь, чтобы моя работа и мой характер представления себя в общественном пространстве вызывал как можно меньше маркетинговых ассоциаций, и как можно больше социальных и психологических.
Поэтому у меня не бывает ни скидок, ни "пакетов консультаций 4 по цене трех", ни "продающих отзывов".
Да, у некоторых клиентов я спрашиваю разрешения описать их случай в своей книге, материал к которой я много лет собираю. И еще иногда клиенты сами, без моего запроса, делятся со мной своими ощущениями уже после нашей работы. Это всегда так радостно и приятно, и, когда мне разрешают, я могу поделиться этими радостными моментами.
Я не считаю возможным беспокоить тех своих клиентов, с которыми мы не договаривались о том, что мы созвонимся, скажем, через полгода или год после нашей работы, чтобы проверить, какие ее эффекты сохранились. Обычно мы вместе преодолели не самый приятный период в их жизни, и я не могу знать, как они воспримут, если я выйду с ними на контакт снова. Но когда мы случайно встречаемся, обычно, наши взаимные эмоции только позитивные и радостные.
Поэтому, если вы - мой клиент, вам понравилась наша работа, вы захотите написать мне о том, как она повлияла на вас и на вашу жизнь, и разрешите мне этот отзыв опубликовать - тогда лично у меня будет больше подтверждений того, что моя работа имеет смысл и значение для вас. А на канале появится больше отзывов ))
2 минуты
10 августа 2023