​​Несколько дней назад в Кировской области частично обрушился мост на автодороге Кырчаны – Нема – Кильмезь через реку Воя. Причиной обрушения считают перевозку по мосту материалов с большим перегрузом. Мост находится в предаварийном стоянии, эксперты изучают его состояние.


Наши специалисты поделились версией случившегося.

Судя по фотографиям, причиной разрушения действительно могло быть слишком тяжёлое транспортное средство, проехавшее по краю проезжей части, практически вдоль ограждения. Разрушились поперечные диафрагмы. Такие диафрагмы устраивались по типовому проекту пролётных строений 1957 года, использовавшемуся до 1962–63 годов. При этом сами балки не объединялись по плите проезжей части. При переработке этого типового проекта в 1962 году указывалось, что это техническое решение оказалось недолговечным. Но на мостовом переходе через Вою пролётное строение проработало до наших дней.

Большинство таких пролётных строений уже заменены. Долговечность железобетонных пролётных строений не очень велика. Особенно пролётных строений из балок заводского изготовления. Срок до капитального ремонта для них составляет менее 35 лет с момента окончания строительства. Это почти в 1,5 раза меньше, чем для сталежелезобетонных пролётных строений с монолитной плитой проезжей части. Здесь пролётное строение простояло явно больший срок. Это не значит, что его надо было ремонтировать раньше. Решение о необходимости капитального ремонта или замены пролётного строения принимается только по фактическому состоянию конструкции. Можно предположить, что состояние моста через Вою было удовлетворительным, пока не проехала слишком тяжёлая нагрузка.

Железобетонные массивные опоры мостов часто могут эксплуатироваться более 100 лет. При реконструкции исторических мостов часто выясняется, что опоры могут служить долго. А вот в пролётных строениях железобетонные балки не очень долговечны. Они постоянно подвергаются воздействию солей, используемых для борьбы с гололёдом на проезжей части.

Хорошую гидроизоляцию стали делать только последние 30 лет. До этого вода протекала с проезжей части через многочисленные нарушенные участки гидроизоляции в железобетон балок и разрушала его. Невелик и защитный слой бетона на балках заводского изготовления, который часто разрушается на крайних фасадных балках, обнажая армирование.

Раньше считалось, что у стальных пролётных строений есть серьёзный недостаток, связанный с тем, что металл надо красить, а железобетон не требует ухода. Но практика эксплуатации показала, что это миф. Стальные пролётные строения с монолитной железобетонной плитой проезжей части с хорошей современной гидроизоляцией или со стальной ортотропной плитой проезжей части более долговечны.

#мнениеСТПР
​​Несколько дней назад в Кировской области частично обрушился мост на автодороге Кырчаны – Нема – Кильмезь через реку Воя. Причиной обрушения считают перевозку по мосту материалов с большим перегрузом.