Найти тему
59,6 тыс подписчиков

Теоретические концепции киноведения в журнале «Искусство кино»: 1956-1968.


Здесь мы остановимся на анализе теоретических концепций киноведения в журнале «Искусство кино» эпохи «оттепели» (1956-1968) его существования, когда его ответственными редакторами были: Виталий Ждан (1913-1993): 1956; В. Грачев: 1956; Людмила Погожева (1913-1989): 1956-1968.

Тираж журнала «Искусство кино» (а он по-прежнему выходил ежемесячно) с 1956 по 1968 год колебался в промежутке от 14,1 до 35,8 тыс. экземпляров с общей тенденцией к постепенному увеличению. Пиковый тираж журнала 1930-х – 28 тыс. экземпляров (1931 год) – был впервые превзойден в 1963-м, когда впервые был преодолен порог в 29 тыс. экз.

Частота публикаций теоретических статей в журнале «Искусство кино» в «оттепельный» период колебалось от дюжины до тридцати в год. Таким образом, если за первое десятилетие существования журнала (1931-1941) было опубликовано 143 теоретические статьи, а за второе (1945-1955) – 194, то в 1956-1968 годах – 220.

С 1957 года журнал «Искусство кино» стал органом Министерства культуры СССР и Союза работников кинематографии, а с 1963 года – органом Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Союза работников кинематографии. Далее – с 1966 года и теперь уже надолго – органом Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР (Госкино) и Союза кинематографистов СССР.

С января 1956 по октябрь 1956 года главным редактором журнала «Искусство кино» был киновед В. Ждан (1913-1993). Однако в связи с тем, что он «просмотрел» в вверенном ему издании неполиткорректную позитивную трактовку персоны, неугодной китайской компартии, он был освобожден от должности. Ноябрьский номер журнала 1956 года подписал и.о. главного редактора В. Грачев, а с декабря 1956 года главным редактором журнала «Искусство кино» стала киновед Людмила Погожева (1913-1989).

Киновед Ю. Богомолов (1937-2023) писал об «оттепельном» периоде журнала «Искусство кино» так: «Чем был журнал при … главном ре­дакторе Людмиле Погожевой и ее заместителе Якове Варшавском? Компанией талантливых редакторов и авторов, которые на первых двадцати-тридцати страни­цах отдавали дань казенной риторике (про образ комму­ниста, про социалистиче­ский реализм, задачи кино­искусства и т.д.), а на ос­тальных ста говорили с чи­тателем «за искусство, кино и за жизнь». Кино в те годы было такой же обществен­ной трибуной, как и литера­тура, и театр... Эстетические соображения легко транс­формировались в этиче­ские, в гражданственные, в общегуманистические. Рамки конкретного социа­листического гуманизма довольно часто раздвигались, и авторы вторгались на заминированную территорию абстрактного гуманизма. Абстрактный гуманизм... это как запертая комната Синей Бороды. Ключ от нее мастерам советской культуры давался, а отпирать ее не разрешалось под страхом смертной казни. Исключение делалось для особо проверенных масте­ров, то есть для соучастников преступлений Синей Бороды. Чем далее от Октября, тем больше людей рисковали отпирать ее. А тут еще оттепель и ее последствия» (Богомолов, 2001: 6).

Любопытно, что в 1960 году американский журнал Film Quarterly опубликовал статью молодого тогда киноведа С.П. Хилла (1936-2010), в которой тот попытался проанализировать содержание журнала «Искусство кино» 1958-1959 годов. Не вдаваясь подробно в детали обозреваемых им статей журнала, С.П. Хилл, разумеется, отметил их политическую ангажированность (в частности, речь шла о текстах философа В. Разумного), но хвалил журнал за организацию дискуссионных «круглых столов» и за внимание к киноклассике (Hill, 1960). (...).

Это анонс. Продолжение текста и ссылка на поддержку со стороны РНФ здесь: dzen.ru/...07d

Это глава из монографии: Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале «Искусство кино» (1931-2021). М.: ОД «Информация для всех», 2023. 378 с.
Теоретические концепции киноведения в журнале «Искусство кино»: 1956-1968.
3 минуты