Найти тему

Жизненные циклы компании по И. Адизесу. Или как спасти проект?


В одном из прошлых постов (...) мы уже познакомили вас с исследованием о типах управленцев от Исаака Адизеса, известного американского организационного консультанта. В этот раз делимся с вами его теорией о жизненных циклах компании. С пониманием того, на какой стадии развития на данный момент находится ваша компания, вы обретете четкое видение следующего этапа и действий, которые для его достижения необходимо совершить.

Вот основные этапы жизненного цикла, выделенные Адизесом:

🧩 "Увлечение" или "Ухаживание"
Организации еще не существует. Предприниматель полон энтузиазма и идеями.

🧩 "Младенчество"
Основатель начинает нанимать сотрудников, арендует офис и готовит документацию. Управленческая структура и бизнес-процессы еще не налажены, поэтому возникают кризисы. Проблемы могут возникнуть с продажами, так как руководитель еще не разработал оптимальную стратегию сбыта. Отношения между коллегами обычно неформальные, и новых сотрудников набирают по мере необходимости.

🧩 "Давай-Давай" или "Вперед-Вперед"
Уже есть некоторые продажи и бизнес начинает развиваться. Однако на этом этапе компания иногда упускает потребности клиентов. Фокус становится на прибыли, а не на качестве продукта. Менеджмент не занимается долгосрочной маркетинговой стратегией и качеством сервиса. Компания может работать в убыток, так как стоимость продукта может оказаться недостаточной для покрытия затрат на производство.

🧩 "Юность"
Компания продолжает расти и основатель начинает привлекать менеджеров для управления. Новые правила и процессы могут быть неприятны для старых сотрудников. Фокус становится на прибыли, а менеджмент стремится сократить издержки для увеличения доходов.

🧩 "Расцвет"
Компания начинает адаптировать свои продукты под потребности клиентов. Однако она также учитывает собственные интересы, а не только потребности клиентов. Все процессы регламентированы, появляется корпоративная культура, и от сотрудников требуют соблюдать дресс-код. Чтобы увеличить прибыль, компания активно развивается: запускает новые направления бизнеса, создает новые продукты и проекты.

🧩 "Стабильность"
Компания продолжает работать с потребностями клиентов, продажами и прибылью. Однако, она становится менее гибкой, чем на предыдущих этапах. В результате ужесточаются регламенты, усложняется процесс согласования. Компания продолжает выпускать новые продукты и создавать проекты, но в более медленном темпе.

🧩 "Аристократизм"
Остановка развития компании. Руководство не рассматривает краткосрочную прибыль. Компания не осваивает новые технологии и не завоевывает новые рынки, но стремится к созданию дорогой обстановки. Сотрудники становятся пассивными и избегают конфликтов. Установленные алгоритмы оказываются важнее достижения результатов. Прибыль компании снижается, цены повышаются, спрос уменьшается, рыночная доля уменьшаетсч, продукты устаревают. Возможны поглощения и слияния.

🧩 "Салем-Сити" или "Охота на ведьм"
В коллективе возникает много конфликтов, все ищут виноватых. Снижаются цены, сокращается штат, закрываются проекты. Компанию может временно спасти субсидирование.

🧩 "Бюрократия"
Компания может существовать только благодаря внешней финансовой поддержке. Ничего не меняется, все зависит от старых регламентов и правил. Живое общение почти отсутствует, все взаимодействие является формально-вежливым, что создает "нездоровую" атмосферу в коллективе. Большинство вопросов решается письменно, а ответственности работников четко разграничены.

🧩 "Смерть"
Банкротство организации.

Накидайте 🔥, если интересно, какие менеджеры нужны на каждом этапе развития компании.
3 минуты