Найти в Дзене
60,8 тыс подписчиков

Теоретические концепции киноведения в журнале «Искусство кино»: 1945-1955.


Здесь мы остановимся на анализе теоретических концепций киноведения в журнале «Искусство кино» во втором десятилетии (1945-1955) его существования, когда его ответственными редакторами были: Иван Пырьев (1901-1968): 1945-1946; Николай Семенов (1902-1982): 1947; Николай Лебедев (1897-1978): 1947-1948; В. Грачев: 1948; Дмитрий Еремин (1904-1993): 1949-1951; Виталий Ждан (1913-1993): 1951-1955.

Исходя из изменений политического и социокультурного контекстов (см. основные политические и социокультурные события в Приложении), этот десятилетний период для журнала «Искусство кино» можно разделить на период активного вмешательства Власти в сферу культуры (включая кинематограф) путем сильного идеологического давления на деятелей искусства: 1945-1949; период относительного ослабления вмешательства Власти в сферу культуры при сохранении общих строгих идеологических доминант и политических лозунгов: 1950-1955.

Перерыв в выпуске журнала «Искусство кино» составил четыре военных года – с июля 1941 по сентябрь 1945. Только, когда СССР стал победителем в Великой Отечественной и второй мировой войнах, государство сочло возможным возобновить выпуск журнала. Первый номер 1945 года вышел в октябре. Периодичность журнала поначалу планировалась ежемесячной (о чем сообщалось в выходных данных издания), однако на деле вышло иначе: в 1945 году вышло в свет три номера, в 1946 – четыре. В итоге в 1947-1951 годах журнал «Искусство кино» стал официально выходить один раз в два месяца, и только с 1952 года возобновил ежемесячную периодичность.

Тираж журнала с 1945 по 1955 год колебался в промежутке от четырех до пятнадцати тысяч экземпляров с общей тенденцией с постепенному увеличению.

До начала 1946 года «Искусство кино» продолжало оставаться органом Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, но затем было создано Министерство кинематографии СССР, и журнал стал его официальным изданием. С 1952 года – с явной целью усиления влияния журнала на повышение качества кинодраматургии – «Искусство кино» стало органом Министерства кинематографии СССР и Союза писателей СССР. С этих пор практически в каждом номере журнала почти половину объема его листажа стала занимать публикация нового сценария, а основная масса теоретических статей касалась улучшения качества и прочих проблем советской кинодраматургии. В связи с ликвидацией Министерство кинематографии СССР (как не оправдавшего надежд на резкое повышение эффективности кинопроцесса) с 1955 года журнал «Искусство кино» стал органом Министерства культуры СССР и Союза писателей СССР.

С октября 1945 по декабрь 1946 года отв. редактором журнала «Искусство кино» был режиссер И.А. Пырьев (1901-1968). Теоретических статей в этот период было опубликовано немного, что, впрочем, во многом объяснялось тем, что в этот период, составивший менее полутора лет, вышли в свет всего семь номеров журнала.

Киновед В. Фомин прав в том, читая материалы журнала «Искусство кино» второй половины 1940-х, «испыты­ваешь просто настоящий шок и долго протираешь глаза, когда, перевернув об­ложку, знакомишься с оглавлением, а потом уже и с материалами главного со­ветского киножурнала. С одной стороны, не нужно даже присматриваться, что­бы заметить неизгладимую печать того особого времени, особо старательное хо­лопство редакции… Обложки, передовицы, экстренные встав­ки в номер и особенно рецензионная критика с головой выдают патологиче­скую конъюнктурность, наивысшую готовность авторов и редактуры угодливо обслужить тогдашнюю партвласть по высшему разряду» (Фомин, 2001: 20). Но в тоже время В. Фомин справедливо отметил, что в это же время журнал «Искусство кино» опубликовал и несколько статей С. Эйзенштейна (Фомин, 2001: 21). (...).
Киновед Александр Федоров.
Это анонс. Продолжение этого текста и ссылка на поддержку со стороны РНФ здесь: dzen.ru/...e16
Теоретические концепции киноведения в журнале «Искусство кино»: 1945-1955.
3 минуты