18,2 тыс подписчиков
[History] Архив № 4
В годы войны стараются оперативно учесть опыт б/действий и внедрить новые решения, однако они не всегда оказываются действительно разумными и обоснованными. Про подводные лодки- тральщики вы наверное помните, (
Нам показалось любопытным упоминание еще одного решения, которое было применено на кораблях, базирующихся на Дальнем Востоке. Это нашло отражение в донесении нач.Управления подводного плавания ВМФ СССР к.-адмирала А.С.Фролова (№ 267.037с от 1/2 ноября 1943 года), которое он представил исполняющему должность начальник ГМШ в.-адмиралу К.А.Степанову. И как вы понимаете, донесение касалось вновь ПЛ, и интересно то, что офицер, понимая необоснованность рассматриваемого решения и учитывая невозможность самому повлиять на руководство флота, представляет свои предложения старшему начальнику.
Итак, в донесении отмечается, что согласно "действующих инструкций по рассредоточению подводных лодок (ПЛ) на ТОФ и СТОФ (Тихоокеанская и Северо-Тихоокеанская флотилии), введенных с началом войны, всем ПЛ, находящимся в строю, вменяется в обязанность за час до восхода солнца погружаться и ложиться на грунт. Всплытие производится по истечению двух часов, то есть через час после восхода солнца. Рассредоточение ПЛ производится по бухтам, где они стоят на якорях".
Можно предположить, что данное решение было предложено к исполнению после налета на советские базы в июле 1941 года, а также после налета 7 декабря 1941 года японской авиации на Перл-Харбор. Или же с учетом его последствий. На первый взгляд - наверное разумно, но...
Как отмечает А.С.Фролов: "Такое рассредоточение с обязательным ежедневным погружением, при продолжительном сроке применения (ТРЕТИЙ год) ведет к преждевременному износу материальной части и изматыванию л/состава (особенно в летнее время), вынужденного почти все время жить на ПЛ. Ни на одном воюющем флоте, даже там, где угроза воздушного нападения велика (Ленинград, Полярное), вышеуказанный метод не применяется".
И это уже интересно, так как действительно, такое решение требует постоянного нахождения на борту субмарин почти 100% л/состава. С другой стороны - остерегаться в такой степени японского удара в течении трех лет - это надо уметь! Тем более мы помним, что в 1942 году - у японцев было достаточно проблем и забот на море.
Офицер, заметил ,что установленный на ТОФ и СТОФ упрощенный порядок избежания потерь от внезапного налета авиации противника приводит к тому, что еще в условиях отсутствия ведения б/действий, л/состав будет выходить из строя. К примеру, медицинское обследование подводников СФ показало, что 36% из обследованных 715 человек оказалось негодным к службе на ПЛ.
Важно, что А.С.Фролов не просто "делится" информацией, а предлагает конкретные действия.
Например, поставить вопрос об ОТМЕНЕ действующих положений на ТОФ и СТОФ, в части ежедневных погружений ПЛ. Обосновывая это тем, что "современная техника р/локации, связь и ДОЛЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ позволяют обеспечить стоянку ПЛ от внезапного удара с воздуха и, тем самым, избежать неоправдываемого перенапряжения л/состава подводных лодок;
Было и второе предложение: "для сохранения мат.части ПЛ и физических сил л/состава при рассредоточенном базировании ПЛ ТОФ по базам и заливам, ЗАКУПИТЬ за границей (напр., в Америке) небольшие плавучие базы ПЛ (800-1000 т каждая), так как наличные береговые и плавучие базы ТОФ и СТОФ рассредоточенного базирования не обеспечивают.
Например, у плавбазы 1-го отдельного дивизиона ПЛ (ОДПЛ) в зимних условиях, когда бухта Находка замерзает, собирается до 9 ПЛ, что с точки зрения безопасности якорной стоянки ПЛ является ненормальным и может повлечь за собой тяжелые последствия. Наличие же небольших по тоннажу, пусть не вполне оборудованных плавбаз ПЛ резко улучшит положение. Количество таких единиц, как показал расчет, должно быть не менее пяти.
Нельзя не согласиться с такими предложениями, и даже удивительно, что они исходят от "московского начальства"
P.S. Т.к., такой способ использовался и зимой - и как думаете, сложно вражескому пилоту найти место погружения ПЛ во льду бухту у борта ПБПЛ?
ф.1. - Л-12
3 минуты
7 августа 2023
212 читали