Найти тему

Важнейшей практикой терапевта, которой он занимается «вне кабинета» (а количество часов этих «внекабинетных» практик, как мы помним, напрямую коррелирует с эффективностью терапевта) является практика размышления о своей частной теории терапевтического действия или другими словами о том каким все же образом он помогает\не помогает своим клиентам.


Размышления эти никак нельзя назвать праздными. От того насколько ясно терапевт способен ответить самому себе (или, что конечно всегда чуть сложнее, своему коллеге) на вопрос «как я работаю?» зависит следующее:

1. способность соотносить свои действия в терапии с проблемой и ситуацией клиента (потому что если нечто названо, значит оно различаемо. В одной ситуации нужна кисточка, а в другой шпатель)

2. способность объяснить супервизору, что ты делал (прибегая к теоретизированию, а не только как Марсель Пруст (оба пути по своему прекрасны;)))

3. способность поддержать разговор с клиентом, который тот начинает с вопроса «а что здесь происходит?» (такой разговор иногда бывает очень полезным)

4. Возможность развиваться в профессии, отвечая себе время от времени на вопрос - научился ли я делать нечто новое за последние 3-5 лет своей практики?

И это только некоторые из полезных бонусов осознания своей частной теории терапевтического действия.

Закончилась часть о пользе.

Теперь поставим ряд сложных, но любопытных вопросов в этой теме.

1. совпадает ли то, что думает (и рассказывает) терапевт о том как он работает с тем как действительно работает? (допустим есть терапевт, который считает себя чрезвычайно теплым и открытым, но при опросе 17 из 20 его клиентов сказали бы, что он дистантный и холодный человек)

2. совпадает ли та теоретическая модель (речь о подходе и о школе внутри подхода) с тем, что делает терапевт в кабинете? (считает себя гештальт-терапевтом, но работает как кляйнианский аналитик или КПТ-терапевт)

3. совпадает ли то, что слышит супервизор (или коллеги) в рассказе терапевта с тем, что он сам считает важным в своей работе?

4. как влияет на работу терапевта его опыт личной терапии? (Например, способен ли он «избавиться» от этого импринтинга или это «след»навсегда? Или напротив - возможно терапевт работает «наперекор» своему первому терапевту - чтобы никогда не быть на него похожим?)

5. Как влияет на теорию терапевтического действия терапевта те чувства, которые возникают у него к конкретному клиенту? (Почему вдруг терапевту с одним клиентом хочется быть «самораскрывающимся гештальтистом», а с другим «нейтральным аналитиком»)

6. какое влияние на предпочтение тех или иных аспектов в терапии влияет личная жизнь терапевта - его история, текущий кризис, актуальное финансовое положение и психологическое состояние?

Продолжите список сложных вопросов? Что думаете в целом о теме?

P.s. Сейчас допереведу и следущим постом размещу большую цитату из статьи Марилии Айзенштейн «О терапевтическом действии»
2 минуты