79,6 тыс подписчиков
Прототип современного нуарного «героя»
Работа над материалом, который был посвящен позднесоветскому фильму «Шут», навела нас на одну интересную мысль. Дело в том, что главный герой упомянутой ленты полагал своим учителем Панурга из литературного наследия Рабле.
Феномен «триксетра» или «лукавого обманщика» хорошо изучен и детально описан применительно к фольклору, мифологии и современной литературе. Однако есть литературный персонаж, коего можно уверенно отнести к числу однозначных прототипов нуарного героя, обладающего амбивалентным набором качеств – он не положительный и не отрицательный, не хороший и не злой. Он маргинал, живущий меж миров и свойств.
Принято считать, что первым подобным был безымянный служащий детективного агентства «Континентал» из повестей и рассказов Дэшшила Хэммета. Или на крайний случай «решала» из «Стеклянного ключа» того же самого Хэммета.
Однако Эд Бьюмонт с некоторыми оговорками является копией Шико, придворного шута при дворе короля Генриха, ставшего одним из главных персонажей в романа Дюма-старшего «Сорок пять» и «Графиня де Монсоро». Литературный Шико обладает не только специфическим, мрачноватым чувством юмора, но и улаживает проблемы своего повелителя. Причем, второе качество много важнее первого.
Исторический Шико также обладал нуарным потенциалом, ибо в итоге «дошутился». Он умер от удара эфесом шпаги по голове, который был отвешен как раз за одну из «проказ». При этом сам Шико в исторической реальности был персонажем вполне кровожадным - участником войн и «Варфоломеевской ночи».
Опять же весьма показательно, что именно Шико был символом, отраженным в визуальной и лексической атрибутике известной панк-готической группы «Король и Шут» (ныне ставшей объектом для сериала)
1 минута
17 августа 2023
1152 читали