Найти тему
73 подписчика

Согласно блаженному Августину мы понимаем чужую мысль, усваиваем знание и обучаемся, а так же замечаем прекрасное, потому что внутри нас находятся категории блага, добра и красоты, вложенные туда изначально, при творении души человека. Эти категории не находятся вне человека (как считал Платон), и не в каких-то внешних вещах (как полагал Аристотель). Статуя не потому красива, что она красива, а потому, что понятие красоты находится в нас. Закон не потому справедлив, что он справедлив, а потому, что в нас заложена категория справедливости.

Значит, познание есть процесс, совершающийся извнутрь вовне, а не извне вовнутрь.
Причём это – не наш собственный критерий красоты, справедливости, ума, а абсолютный критерий красоты и правды в нас. А что есть абсолютный критерий красоты и правды в нас? Августин приходит к выводу, что это – Бог. Следовательно, Бог в нас уже присутствует и нам нужно постараться Его увидеть. Что же нам мешает увидеть в себе правду, красоту и совершенство? Не то, что мы некрасивы и несовершенны, а то, что мы – плохи и не стремимся стать совершенными.

Согласно Августину человек разрывается между абсолютным и относительным совершенством. К последнему относятся деньги, размножение и тому подобные вещи, которые сами по себе не плохи и не хороши, но являются проекциями совершенства абсолютного, идея которого заложена в нас при рождении, потому что никакой человек, даже последний атеист, не мог бы существовать без божественного в нём начала. Недаром же Ириней Лионский говорил, что человек состоит из тела, души и Духа Святого – причём совершенно любой человек, и знающий истину, и её не знающий.

Августин осмысляет человека как божественное существо, которое лишь по своей глупости может от этой божественности отказаться, подобно как библейский Исав отказался от первородства за миску чечевицы.
1 минута