Найти тему
60 тыс подписчиков

Как «Советский экран» ругал мелодраму «Молодые».


Молодые. СССР, 1971. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Александр Червинский (по роману Александра Андреева "Рассудите нас, люди"). Актеры: Евгений Киндинов, Любовь Нефёдова, Жанна Горощеня, Нелли Пшенная, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Алла Ларионова, Армен Джигарханян, Михаил Кокшенов, Владимир Тихонов,  Вячеслав Невинный и др. 39,1 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

«В картине на рабочую тему «Молодые»…  сама острая индустриальная проблематика, сама рабочая тома стали вдруг фоном для маленького сентиментального конфликта. Да и не конфликта даже, а так, некоторого пустячного недоразумения. Из-за чего, судите сами, там сыр-бор разгорелся?

Одна девушка выходит замуж за монтажника — и счастливо. Вторая — нет. Почему? Потому что живет в маленькой комнатке в общежитии, сама стирает бельё и готовит обед.

Но почему же это самое не мешает быть счастливой первой девушке, крановщице? Неужели только оттого, что вторая не крановщица, наоборот, студентка и генеральская дочь?

Да нет же, пустяки это, отвечают сами авторы фильма, ибо горой наш вовсе не титулярный советник, а бригадир монтажников. И зарабатывает он, дай бог каждому. И квартиру в новом доме получит. И недоразумение через полчаса благополучно разрешится в финале под гитарный марш и разморенную поступь отъезжающих студенческих отрядов.

Так о чем же тогда фильм? О сентиментальных  колебаниях насмерть избалованной студентки между элегическим Вадимом и супермужественным Алексеем?

Но при чем здесь рабочая тома? При чем индустриальная проблематика?

Чтобы придать допотопной мелодраме видимость актуальности, видимость социальности, видимость значительности?

Согласитесь, что здесь действительно есть проблема. И, между прочим, проблема важная. Но состоит она вовсе не в том, какому из почтительных и готовых к любви до гроба благородных идальго подарит свою благосклонность их предмет в умеренной мини-юбке.

Проблема — в искусстве мистификации, в артистической подделке традиционного рыцарского романа под живую и актуальную рабочую тему.

В самом деле, соблюдены все аксессуары, здесь, как в Греции, «всё есть». И суровый и нежный прораб, готовый пожурить, но и пожалеть. И недоделки при сдаче жилья. И конфликт по поводу зарплаты. И толкучка на танцплощадке. И молодежная свадьба в общежитии. И трогательная и самоотверженная комендантша. И неизбежная «плесень», разъезжающая на собственных «Волгах». И пушкинское «желание славы». И стихи Блока. И гитарная грусть. И драка на танцах. Весь мощный потенциал современного киноискусство брошен в бой, дабы заставить простодушную трудящуюся зрительницу, забыв, что при всех недостатках бытового обслуживания прачечные в Москве все-таки встречаются, от души сопереживать страданиям элегантной донны, вешающей на ветру самолично выстиранное бельё.

Тысяча точных, прозаических, умышленно заземленных и искусно обостренных деталей — и всё для того, чтобы за развешанным бельем укрыть отсутствие концепции, спрятать «нищету философии».

Я думаю, сколько сил, профессиональной ловкости потребовалось, чтобы придать этой мистификации видимость достоверности, чтобы подкупить зрителя «модерновостью» деталей и заставить его забыть архаичность замысла. Право, силы эти заслуживают лучшего применения» (Рубрика «Серость с экрана!».  Янов А. «Нулевой цикл» // Советский экран. 1971. № 20. С. 12-13). См. фильм "Молодые" бесплатно здесь: youtu.be/...sus
Как «Советский экран» ругал мелодраму «Молодые».  Молодые. СССР, 1971. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Александр Червинский (по роману Александра Андреева "Рассудите нас, люди").
2 минуты