515 подписчиков
Каждый из нас сталкивается с пассивной агрессией, с запретом на проявление чувств, отрицанием эмоций, с плохо скрываемой раздражительностью. В современной науке существует термин «пассивная агрессия», который описывает все эти проявления. Редакция журнала «Фома» пообщалась с Еленой Кандыбиной, психологом благотворительного фонда «Здесь и сейчас», чтобы глубже разобраться в этой проблеме.
Елена КАНДЫБИНА
Что такое пассивная агрессия?
В профессиональной среде пассивной агрессией мы называем такие способы агрессивного поведения, которые сам человек осознанно или неосознанно пытается скрыть. Но так как полностью подавить эмоции достаточно трудно, они все равно выливаются наружу и создают определенный фон настроения. Например, когда мы злимся на какого-то человека, но пытаемся сохранить себя в рамках приличия, наша агрессия, скорее всего, и будет проявляться, но в сглаженном виде — пассивно. Иногда это сознательный ход: мы чувствуем, что злимся, но хотим вести себя прилично; а иногда это происходит совершенно неосознанно, когда человек не привык отслеживать свою злость.
Почему мы не замечаем этого? Нам всю жизнь говорили, что злиться нельзя, что хорошие девочки и мальчики так себя не ведут, и мы учились просто не замечать свое недовольство. Поэтому и проявления пассивной агрессии для нас незаметны.
Эмоциональная культура нашего общества, к сожалению, вообще не очень высока. Для многих пассивная агрессия — это норма общения, и люди ее редко отслеживают. У нас вообще с чувствами обходятся жестко, стараются в какой-то степени их не замечать, причем, с самого детства. Типичная история: бежит трехлетний ребенок, мама ему кричит: «Не беги, упадешь!» — а он, понятное дело, все равно бежит, падает, коленку разбивает, и мама говорит: «Что ты теперь орешь? Нечего было бежать, и вообще, не так уж тебе и больно».
Какие у ребенка чувства? Он испугался, ему больно, может, он злится. Но все это отрицается, и ему говорят: «прекращай», то есть не чувствуй, вставай, пойдем. Ему сразу предлагают не обращать внимание на свое состояние, резко успокоиться и что-то делать. И поэтому различение чувств даже для взрослых людей — это довольно сложная задача. И агрессия не исключение. Ситуация начала меняться в последние десятилетия: родители осознают, что развитие эмоционального интеллекта начинается с 5–6 лет, и детей учат называть свои чувства, говорить о них, распознавать чувства других.
Агрессия: чувство и действие. В чем разница?
Есть чувства, а есть действия. Чувство агрессии, злости — это такой маркер для нас, что с нами происходит что-то, от чего нам плохо, но у нас есть силы себя защитить или что-то изменить. В такой ситуации у нас могут возникать два чувства: беспомощности, когда мы вообще не имеем ни сил, ни возможностей, можем в отчаяние впасть, или агрессии — это когда с нами произошло что-то плохое, но мы видим способы себя защитить. Поэтому агрессия — это вполне здоровое чувство.
А дальше мы выбираем действия: какими способами можно это чувство агрессии реализовать. В некоторых ситуациях нам действительно нужно агрессивно защищаться, например когда речь идет о спасении жизни. Но всё-таки в большинстве случаев мы либо перерабатываем эту агрессию в себе (например, проговариваем что-то мысленно, а потом продолжаем культурную беседу), либо аккуратно проявляем, говорим, например: «Знаешь, со мной так нельзя, это недопустимо», либо просто уходим. Это тоже способы поступить достаточно агрессивно, ярко показать свое недовольство, но при этом оставаться в рамках культурных норм.
У нас в обществе, когда говорят по агрессию, сразу имеют в виду недопустимое, насильственное поведение: громко кричать, кого-то бить. Эта слепленность чувств и действий сослужили нам плохую службу, потому что и детям, и взрослым, часто говорят, что нельзя быть агрессивными, имея в виду не чувство, а поведение.
А здесь это разделение важно: чувствовать я имею право, это маркер того, что со мной сейчас происходит что-то нехорошее, и это именно чувство.
3 минуты
3 августа 2023