Найти тему

Вчера продолжила своё знакомство с "новой волной" якутского кино просмотром фильма ужасов "Иччи" (2020 год) режиссёра Костаса Марсаана. В якутском кинематографическом "послании всем народам" есть картины и поинтереснее, но и на "Иччи" не жаль было потратить 87 минут экранного времени.


Содержание фильма в двух словах такое: в богом забытом уголке северного пространства России, вдали даже от посёлка (то есть на хуторе) живут мать, отец и их младший сын Айсен. В гости к ним приезжает старший брат с женой и сыном. Тимир — хитроумный злокозненный человек, задумавший расплатиться с долгами с помощью продажи родительских земель. Накануне отец, боронивший на тракторе, зацепился плугом за что-то в земле, однако не придал этому значения и решил, что сначала пообщается с сыном, невесткой и маленьким внуком, а потом уж разберётся с поломкой. Это незначительное, на первый взгляд, событие будит запертого шаманами злого духа и наполняет следующую ночь роковыми событиями.

Земля, в которой герои откапывают корень зла, в буквальном и переносном смысле слова (и местность/край, и непосредственно почва) является полноценным участником романтического сюжета. В рамках всего направления это вполне закономерно: прославить свою землю, выкристаллизовать её для жителей больших городов как самостоятельное культурное явление на карте России — в этом и видят свою задачу якутские режиссёры. И Костас Марсаан с ней прекрасно справляется. Остывающие в середине осени берега полноводной Лены; костлявые остовы берёз, образующие остров смерти посреди леса; традиционные треугольные костры, вздымающие в небо столп искр, — всё это показано с большой выразительностью.

Также большим, хоть и не раскрытым, на мой взгляд, в фильме потенциалом обладает мифопоэтический пласт: якутский язык, эпос и обычаи. Сценарист и режиссёр пытаются работать с этим материалом: то мы выслушиваем от бабушки историю про Иччи — доброго всадника на белой лошади, защитника хороших людей; то видим, как шаманы пытаются схоронить в земле злого духа, поселившегося в несчастной девушке; то ныряем вместе с героями из одного пространственно-временного континуума в другой, как будто и самих нас путают демоны северного леса.

Но все эти планы — сюжетный, живописный и мифологический — разваливаются на фоне отсутствия у авторов картины захватывающей истории. Сами по себе они хороши, но вливаться им особенно не во что. Эти живут, эти приехали, ещё раньше кое-что случилось и потом из-за этого случилось разное другое. При этом интерпретация происходящего до такой степени отдана на откуп зрителю, что уже в какой-то момент возникает вопрос: я, что ли, должна сама себе из всего этого слепить историю? Все мы имеем опыт просмотра фильмов, в которых зрителей приглашают к сотворчеству. Но тут сотворчества не получилось, а получилось так: нагородили всего красивого и загадочного, добавили саспенса, а люди пусть разбираются. А люди, например, устали после работы и хотят посмотреть интересное кино.

Но всё-таки я досмотрела до конца, настолько небезынтересными оказались для меня отдельные художественные элементы, пусть и не сложившиеся в систему. А это при моём дефиците времени однозначно говорит в пользу фильма.
Вчера продолжила своё знакомство с "новой волной" якутского кино просмотром фильма ужасов "Иччи" (2020 год) режиссёра Костаса Марсаана.
2 минуты