Найти в Дзене
78,3 тыс подписчиков

О средствах передвижения в романе «Евгений Онегин» 🐎 Что означает таинственное и малопонятное для современного читателя выражение «на почтовых»?


Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых…

В комментарии к роману «Евгений Онегин» филолог и историк культуры Юрий Лотман подробно рассказывает о средствах передвижения в XIX веке, в том числе о том, как была устроена езда для путешественников, пользующихся казенными лошадьми (езда «на почтовых» или «перекладных»).

Путешественник запасался подорожной – документом, куда вносились его маршрут, чин, звание. От этого зависело количество лошадей. Так, неслуживший Онегин, как и  Пушкин, – чиновник 13-го класса, имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса имели право на 20 лошадей, 2-го – на 15, а 3-го – на 12 лошадей.

Подорожная регистрировалась на заставах. В газетах публиковались данные о выехавших или въехавших в столицы. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди (для них должны были иметься специальные тройки), но, если курьерские лошади были в разгоне, забирали любых, бывших в наличии, затем лошадей получали путешественники «по собственной надобности» в порядке чинов.

Это приводило к тому, что обычному путешественнику часто приходилось просиживать на станциях долгое время. Обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час [1 верста составляет чуть больше 1 км], летом – не более 10, а осенью – 8. В сутки обычно проезжали 70–100 верст. На станции проезжающий «платил прогоны» – оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на одну версту.

Ларины ехали в Москву «на своих» (или «долгих»). В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и стоимость.
1 минута
571 читали