30,3 тыс подписчиков
Продолжаем цикл о «когнитивных ошибках»
Эффект присоединения к большинству, или эффект подражания
Форма группового мышления, в рамках которой индивид вне зависимости от степени своей конформности склонен следовать решению большинства, исповедующего то или иное популярное убеждение, мода на которое тем больше растет, чем больше увеличивается число его поклонников.
Чем больше людей делают, думают или говорят что-то «трендовое», тем ярче выражается этот тренд – и тем охотнее мы следуем ему, даже если изначально не поддерживали.
Зачастую мы отдаем предпочтение тем брендам, которые «приняты» в нашем социальном круге. Между тем по объективным показателям конкретная брендовая вещь может ни в чем не превосходить более дешевую вещь no name. Почему так происходит?
Чаще всего это связано либо с высокой степенью конформности самого человека, либо с банальным нежеланием искать и обрабатывать всю необходимую информацию, либо с социальным давлением, которому было посвящено много психологических экспериментов.
Например, американский психолог Соломон Аш наблюдал за ответами людей в различных группах «подсадных уток». Испытуемому всего лишь надо было верно ответить на простые недвусмысленные вопросы. Но оказалось, что если в группе он оставался единственный «независимый специалист», а все «подсадные утки» отвечали неправильно на 12 из 18 вопросов, то в 75 % случаев хотя бы на один вопрос испытуемый тоже отвечал неверно, следуя за явно ошибающимся большинством (и в 37 % более, чем на один).
Если же в группе был хотя бы еще один честный участник эксперимента или кто-то из «подсадных уток» отвечал на вопросы правильно, количество ошибок падало в четыре раза.
Опасность: извечная беда следования за табуном заключается всегда в том, что человек принимает чужое мнение за свое. Но в случае эффекта подражания он может также упускать и реальные выгоды.
В том же примере с модной брендовой вещью – выгоды финансовые.
В случае с политикой – выгоды гражданские.
В случае с отношениями – выгоды эмоциональные. И так далее.
Решение игнорировать личные предпочтения, интуитивные сигналы, объективную информацию в угоду моде может доставить вместо предполагаемого психологического комфорта (признания в группе) как раз дискомфорт (из-за отсутствия внутреннего согласия).
Вывод: прислушивайтесь к информационным сигналам, не ленитесь разбираться во всем объеме информации, как бы ни было сложно или лениво. Не забывайте, что тренды приходят и уходят так быстро вовсе не случайно: они недолговечны, потому что люди достаточно быстро осознают, что любой «хайп» основан на очень ограниченных и зачастую субъективных данных.
2 минуты
31 июля 2023