53 подписчика
Разбор стратегий вопрошания.
Часть 1.
Зачиталась вашими вопросами. Спасибо всем кто написал! 👍
Только начала читать, уже обнаружила три разные стратегии.
👉Уточняющие/проясняющие вопросы.
Пример: А в какой сказке ещё были оранжевые лисы?
Их цель - исследовать детали и уточнить то, что уже сказал ребенок.
Это имеет смысл делать, когда уточнение может внести ясность в идею ребенка, помочь ему лучше сформулировать или точнее увидеть связь его ответа и исходного вопроса.
Риск в том, что иногда такие вопросы могут увести в сторону. Как вопрос в примере выше.
Скорее всего ребенок начнет перечислять другие сказки или просто скажет, что во всех сказках лиса всегда рыжая. По сути, просто повторит то, что уже сказал. Так что будьте внимательны с уточнениями=) Уточнять стоит непонятное иначе - тавтология.
👉Ассоциативный вопрос или «вопрос жадины».
Пример: А что если бы ты встретил лису, а она была бы не оранжевая? Что бы ты у нее спросил?
Такие вопросы привносят новую линию в обсуждение, оставляя без внимания ту работу и смыслы, которые уже есть в диалоге. Например, в этом разговоре мы исследовали чем ребенку нравится лиса. Ребенок предложил слишком неспецифичный для истории критерий. Все же история бы не поменялась, какого бы цвета ни была лиса. Такой ответ ребенка может говорить о том, что не очень-то и понял историю, о том, что ему сложно формулировать мысли или о том, что ему сложно отделять существенное от второстепенного.
Уже есть с чем поработать!
Но ассоциативный вопрос уводит нас в сторону. Например, этот вопрос предлагает ребенку и дальше говорить что угодно, вместо того, чтобы подумать об уже сказанном.
Скорее всего в ответе вы и получите слова вместо мыслей.
👉Проблематизация.
Пример: А если бы она была белая, то она бы тебе не понравилась?
Тут мы видим принятие аргумента ребенка (аргумент опыта или здравого смысла) и возвращение на шаг назад к проверке причины, по которой понравилась лиса.
По сути это проблематизации идеи того, что цвет - существенная причина, чтобы нравится или нет. И дальше интересно исследовать важен ли цвет лисы для сюжета сказки и нравятся ли тогда ребенку все лисы что бы они ни делали.
Напишу еще часть 2.
Но скажете, полезен ли такой разбор?
Нашли свой тип вопроса среди этих стратегий?
Бронируйте места!
1 минута
30 июля 2023