12 подписчиков
О повести Николая Полевого «Блаженство безумия», вдохновлённой гофманианой
Немногие живущие в 21 веке обозревают литературу, которая писалась в прошлом. К 190-летию со дня первой публикации новеллы Николая Полевого «Блаженство безумия» литературовед Олег Качмарский написал на неё рецензию «Эрос и Танатос».
Начиная с обзора основной аудитории, не смогшей осилить повесть, он, обозревая отрывки повести и то, что называется метафизикой, пишет о выводе повести, что «обыденность перекрывает, делает недостижимым и непостижимым выход в мир горний».
Вот тут следует заметить, что обыденность и мир горний автором «Блаженства безумия» вовсе не подразумевались.
Если взглянуть на сам сюжет повести, то бросается в глаза то, что он создан от элементов сюжетов гофманской прозы: «Повелитель блох», «Песочный человек», «Советник Креспель» и «Магнетизер». Как раз тем самым методом, условно прозванным писателем и поэтом Джанни Родари в «Грамматике фантазии» «салатом из сказок».
А расклад происхождения судеб героев повести Полевого прост: Антиох — смешение судеб Перегринуса Тиса, Натанаэля, композитора Б. и Ипполита, Адельгейда — Дертье Гамахеи-Эльвердинк, Олимпии, Антонии и Марии, Шреккенфельд — микроскопистов Гамахеи-Эльвердинк, создателей Олимпии, советника Креспеля и Альбана.
Поэтому неудивительно, что повесть Полевого определяется как трагедийная. Вот только не об обыденности и мире горнем идёт речь, а о ценности душевной гармонии, которой не оказалось у главного героя и которая оставалась для Гофмана высшей.
Ценность душевной гармонии куда выше прихотей вульгарных обыденностей и отвлечённого необузданного воображения, ведущих к обманам и гибели. Вся проблема «Эроса и Танатоса» разрешается благодаря ей, но если душевная гармония упускается из виду, это ведёт к катастрофе — вот главная ключевая мысль повести Николая Полевого.
Oleg Kaczmarski
11 марта 2023
ЭРОС И ТАНАТОС (о повести Николая Полевого «Блаженство безумия»)
В начале этого года исполнилось 190 лет со дня первой публикации новеллы Николая Полевого «Блаженство безумия». И, наверное, лет 20 с тех пор как я впервые прочитал её в сборнике «Русская романтическая новелла XIX века», и моё представление о русской классической литературе изменилось кардинально и бесповоротно. Если раньше я вполне вольготно чувствовал себя в том пространстве, в которое нас загнали в курсе школьной программы – Пушкин, Гоголь, Лермонтов и товарищ Белинский в качестве главного эксперта, – то благодаря небольшой повести Полевого всё это пространство оказалось разорванным в клочья...
1 минута
30 июля 2023