Найти тему
18 тыс подписчиков

[History] Архив №1, про деньги

История военно-морских флотов многогранна и разнообразна, и в ней есть многие аспекты, например, приз команде за задержание вражеского судна или победу. Это может кому то показаться странным, но денежное вознаграждение за победу или уничтожение вражеской техники активно практиковалось в разных странах. И летчики получали свои награды, и танкисты, и моряки. В настоящее время от этого тоже далеко не ушли, и те кто знакомится с новостями может получить для подтверждения этого факта достаточно данных.
Но всегда интересны детали, не так ли?

Советский флот времен Великой Отечественной также не был исключением, и свидетельством этого может служить один документ, а именно письмо № 192348 сот 29 ноября 1942 года Начальника Управления боевой подготовки ВМФ Наркому ВМФ СССР адмиралу Н.Г.Кузнецову.
В письме поднимался вопрос о премировании личного состава подводных лодок за потопленный корабль противника. Предлагалось "в целях поощрения боевых действий подводников, развития у командиров подводных лодок (ПЛ) инициативы и стремления найти и уничтожить противника" ввести денежное вознаграждение для ВСЕГО личного состава подводной лодки за каждый потопленный корабль противника. Интересно, что при назначении денежного вознаграждения должно было учитываться вопрос сохранения материальной части (подводной лодки)! Говорилось, что это делалось для того, что командир не лез в бой "очертя голову", а "изыскивал в процессе проведения атаки и в особенности после залпа, такие методы маневрирования, когда действия со стороны противника,... не приведет к повреждению материальной части, выводящей подводную лодку из строя". То есть предполагалось, что если после победы субмарина еле -еле доползет до базы - денег экипаж мог и не увидеть. Так и хочется сказать "советский хозрасчет", ))

Главный вопрос, так сколько же собирались платить?
За потопление линкора противника предлагалось выплачивать экипажу субмарины 100 000 рублей; за крейсер - 75000 рублей; за миноносец или подводную лодку - 50000; за транспорт - 15000; за СКР, ТЩ - 10000; за мелкие суда - по 5000 рублей.
В этом документе не забыли и про достоверность потопления кораля, которая должна была определяться сопоставлением ряда факторов (типа "комплексная оценка!"): наблюдение командира ПЛ через перископ после залпа; звук взрыва торпеды, который слушал личный состав(!); наблюдение береговых постов и авиации; разведданные. Правда, не ясно, предлагалось ли получение данных для подтверждения по всем четырем позициям, или достаточно было 2-3?
А то могло быть как с авиацией - не подтвердили наземные посты, значит не сбил, а самолет мог упасть и в тылу противника.
Но кто же принимал решение о выплате? И если до этого все выглядело как "рабочая схема", то в дальнейшем становилось как-то сложно.
Дело в том, что предлагалось присуждать денежное вознаграждение за потопленный корабль решением Военного Совета Флота с представлением Наркому ВМФ приказа и подтверждающих документов! То есть путь не быстрый и не очевидный. Ладно за линкор или крейсер Военный совет флота мог бы "потревожить" Наркома, но отправлять документы за один транспорт, например? Даже не знаю.

Кстати, не забыли и о том, что корабль противника мог быть поврежден.
Здесь, надо отметить, было чуть проще - размер денежного вознаграждение за поврежденный корабль (в зависимости от степени повреждения) определял Военный Совет флота, он же определял и размер суммы за потопление барж и других плавсредств, не вошедших в перечень.
Не ясно как собирались определять СТЕПЕНЬ повреждения, но видимо это не особо беспокоило.

В заключении отметим, что эта сумма полагалась на весь экипаж субмарины, а вот ее распределение - это уже отдельная тема, и к ней мы еще вернемся.

P.S. К сожалению не смог установить, какая резолюция была на этом секретном письме и пошли ли эти предложения в дело.
[History] Архив №1, про деньги История военно-морских флотов многогранна и разнообразна, и в ней есть многие аспекты, например, приз команде за задержание вражеского судна или победу.
3 минуты
341 читали