362 подписчика
Почему важно дочитывать исследования до конца: метионин и деменция
«Ученые выяснили, как питание может повлиять на повреждение мозга грязным воздухом» - примерно так пошла по СМИ новость про исследование шведских учёных, результаты которого опубликованы в очень неплохом журнале Neurology. Что интересно, про питание в оригинальном источнике вообще ни слова, это уже придумали журналисты. Что логично, теперь подтянутся продавцы БАД с метионином и расскажут, что вооооот, учёные аж из Каролинского института доказали! Жрите метионин, если живёте в городе, если не хотите деменции. А кто ж её хочет. Потом подтянутся блогеры всякие, которые дополнительно насрут в мозг объяснят, почему пить метионин надо вообще всем поголовно, в общем, всё как обычно.
Но если мы почитаем фултекст, который, к слову, доступен всем желающим, то ситуация начнёт прорисовываться совсем с другой стороны.
А что в статье? А там всё как мы любим. Начнём с того, что авторы сами никого не собирали и не изучали. Зачем напрягаться, когда есть лонгитюдное Национальное исследование по проблемам старения в Кунгсхольмене (это такой район Стокгольма, доводилось там бывать - ратуша, завод мороженого с магазинчиком готовой продукции, прикольно, местами даже красиво). И вот из массива данных исследования SNAC-K и была изъята необходимая информация, в частности, отследили 2512 человек исходно без деменции в течение 5 лет. Средний возраст участников - 73,4 года. За время наблюдений выявлено 376 новых случаев деменции.
И вот их попытались к чему-нибудь привязать. Скажем, к загрязнённому воздуху. Почему нет? РМ2.5 - известный и в целом доказанный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, причём даже патофизиологическое обоснование имеется. За компанию оценивали ещё второй загрязнитель - оксиды азота оптом. И вот тут первая условность: влияние этих двух факторов оценивали с помощью дисперсионных моделей по адресам проживания по данным наблюдений за чистотой воздуха с 1990 до 2013 год.
Дальше их скорректировали с учетом возраста, пола, образования, курения, социально-экономического статуса, физической активности, пенсионного возраста, уровня креатинина, года оценки состояния здоровья и использования пищевых добавок.
Вторая условность: в рамках исследования не делят деменции по разновидности, альцгеймеровская она или сосудистая или еще какая - всё свалено в кучу, учитывая почтенный возраст участников, там может быть и деменция смешанного генеза.
Третья условность: район Кунгсхольмен расположен на воде и относительно чистый, загрязнение там не особо выражено.
Четвертая условность: в SNAC-K включены как правило состоятельные пожилые люди, потому что жить в Кунгсхольмене по средствам ооооочень далеко не каждому. Ну плюс такие люди чаще с неплохим здоровьем даже к их 75 годам.
Пятая условность: оценивались только два биомаркера - гомоцистеин и метионин. Ну да, выяснилось, что высокий гомоцистеин способствовал деменции, а высокий метионин - скорее наоборот. Но при этом понять, где именно этот биомаркер был ведущим, а где лишь помогал загрязненному воздуху, не представляется возможным - как только стали убирать, скажем, пациентов с сердечно-сосудистой патологией, гомоцистеин немедленно «поплыл» в качестве отдельного фактора риска для деменции. А с метионином неясно: то ли он уменьшает воздействие поллютантов, то ли работает сам по себе, то ли вообще не работает. И авторы об этом честно пишут: мол, у нас еще и данные по этим двум маркерам были только одномоментные (поперечный срез), без динамики и прочего.
Так что ничего такого, что нужно немедленно претворять в жизнь, шведские учёные не нарыли. Возможные направления будущих исследований - ну может быть, но не более того.
3 минуты
27 июля 2023