18 тыс подписчиков
[History]
Вспоминая и отмечая исторические даты из истории флота, мы чаще отдаем предпочтение датам сражений и боев, датам постройки и гибели боевых кораблей или судов. Но согласитесь, не только наличие военного флота и его боевые успехи определяют статус морской державы, важное значение имели и имеют сугубо мирные экспедиции: исследовательские, поисковые, торговые. Ведь когда то именно эпоха Великих географических открытий "обрисовала" круг великих морских держав, а не только войны и сражения.
И сегодня 26 июля 2023 года - своего рода юбилей - ибо 220 лет назад 26 июля (по новому стилю - 7 августа) 1803 года началось первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Кстати, данное историческое событие было очень известно и часто упоминалось в литературе, в том числе и детской (было познавательно).
Интересно, что Иван Фёдорович Крузенштерн еще в августе 1802 года был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, о которой долго мечтал. Причем, по замыслу (и затем по реализации) это экспедиция была не только научно-исследовательской, она носила и чисто практический характер. По сути, одной из ее главных целей была доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, а также (ну чтобы два раза не ходить) установление торговых отношений с Японией и Китаем. Более того можно считать, что исследования тропической части Тихого океана близ русских владений было как бы дополнением.
Примечательно, что чаще всего при упоминании этой экспедиции вспоминают двух известных людей: капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна и капитан-лейтенанта Юрия Фёдоровича Лисянского. Однако эта экспедиция собрала на борту двух небольших шлюпов немало известных личностей начала 19 века: Н.П.Рязанова, Ф.Толстого, М.И.Ратманова, братьев Коцебу и др.
Вообще, надо сказать это путешествие требует тщательного изучения и крайне интересно, причем не сколько теми местами, которые посетили русские корабли, через какие бури и штормы, ненастья и незнакомые места прошли, сколько тем страстями, которые бушевали на их борту. Уверен, что мы еще познакомимся с подробными и интересными подробностями взаимоотношений русских офицеров, в основе которых, по сути, можно было увидеть все оттенки русского общества того времени.
Как бы то ни было но офицеры, матросы-добровольцы и два парусных шлюпа справились с поставленной задачей - и груз оставили, и "кругосветку" совершили. Ведь действительно, только подумайте - первое кругосветное плавание Ф.Магеллана было совершено в 1519-1522 годах, и только через три сотни лет подобное плавание совершили русские моряки (через сотню лет после создания регулярного русского флота)!
На мой взгляд - это событие!
И пусть шлюпы "Надежда" (Крузенштерн) и "Нева" (Лисянский) это бывшие британские 16-пушечный 450-тонный "Леандр" и 14-пушечная 370-тонная"Темза", но люди на их борту - русские моряки!
И они выполнили поставленную задачу, не только обогнув Земной шар, но и решив множество других политических, торговых и военных задач. А главное открыв "дорогу" для последующих экспедиций.
И эти имена достойны нашей с вами Памяти.
2 минуты
26 июля 2023
306 читали