18 тыс подписчиков
[History]
Вспоминая как быстро Германия в конце 19-начале 20 века создала свой мощный броненосный флот, мы не всегда обращаем внимание на то, что к этому "она" (вернее ее правящие круги) шла достаточно постепенно и последовательно, при этом преодолевая не только внешние препятствия, а больше - внутренние политические и экономические проблемы.
Первый "Закон о флоте", принятый в 1898 году, позволил спланировать финансирование относительно большого количества боевых кораблей (в том числе 8 линкоров и одного флагмана), однако был рассчитан всего на шесть лет, после которых строительство новых кораблей как бы больше и не планировалось. Но такой исход не обеспечивал тех целей, которые ставил Тирпиц, желая "получить" флот, который мог бы решать задача в соответствии с его "идей риска".
Практически сразу после принятия Закона 1998 года начались разговоры о том, что в него следует внести изменения, которые бы позволили вдвое увеичить боевой флот, а также количество кораблей, находящиеся в заграничном плавании. Более того, эти "разговоры" приобрели реальность после выступления на сессии Рейхстага канцлера Х.фон Гогэнлое.
В этой связи принятие нового "Закона о флоте" благоприятствовала международная обстановка. Начавшаяся англо-бургская война вызвала у большей части германского общества симпании к далекому оюжноафриканскому государству. А тут и сама Великобритания поспособствовала усилению вражды. В январе 1900 года стало известно о захвате британскими боевыми кораблями по приказу Адмиралтейства у восточно-африканского побережья двух германских пароходов для выяснения, не перевозят ли они оружие бурам.
Как вспоминают, известие об этом захвате кайзер получил, находясь вместе с Тирпицем в ведомстве у Б фон Бюлова. И после ознакомления с депешей кайзер процитировал старую английскую поговорку: "Ни один ветер не бывает настолько плох, чтобы не принести чего-то хорошего".
И здесь Тирпиц добавил: "Теперь мы имеем тот ветер, который нам нужен, чтобы провести наш корабль в гавань. Законопроект о флоте теперь пройдет. Вашему Высочеству следовало бы даже пожаловать орден английскому командиру в благодарность за проведение законопроекта о флоте".
Интересный исторический "анекдот", но в сущности это действительно помогло.
Несмотря на значительные усилия властей, неистовую морскую пропаганду, нагнетание в обществе антианглийских настроений сопротивления новому "Закону о флоте" (особенно в рейхстаге) было очень серьезным - против выступали и аграрии, и социал-демократы. А тут такой подарок!
Следовало этим воспользоваться, и Тирпиц не упустил своего.
Причем в этом главную роль опять сыграла пропаганда и красноречие журналистов, депутатов и самого рейхсканцлера, что подтверждает необходимость правильного и грамотного использования "Информации" как таковой в достижении поставленных целей.
P.S.Анализируя и пытаясь найти нечто подобное в другой стране, создававшей свой броненосный флот, к сожалению, мы можем ничего не добиться. Может потому что этим никто не занимался?
Фотография № 2 - броненосец "Кайзер Вильгельм II"
2 минуты
26 июля 2023
625 читали