Найти тему

Гипотеза про буллинг. Исследование ВШЭ.


Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против школьной травли не очень помогают. Сейчас про буллинг стали говорить больше, но был он всегда, и, если верить, Стивену Пинкеру*, его было больше.

Александра Бочавер (высшая школа экономики) предложила рассматривать буллинг как коллективную реакцию на стресс. «Мы привыкли рассматривать буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа».

Есть концепция совместного копинга (копинг стратегии - стратегии преодоления стресса), которая объясняет, почему людям вместе легче переживать потрясения. Школьный буллинг вполне в нее укладывается — все действия направлены против безопасной мишени. Это подтвердили исследования: агрессия в классе обостряется перед экзаменами, при смене учителя или переходе из младшей школы в среднюю. Ну, и мало ли еще в школе поводов для стресса:(

Буллинг помогает снизить эмоциональную напряженность, установить иерархию вместо неопределенности, сплотить всех вокруг общей угрозы. Но такая разрядка не только не приносит облегчения надолго, но и наносит вред всем. Именно поэтому важно, чтобы взрослые вмешивались, и чтобы проблема решалась системно, а не через идентификацию агрессора.

Ссылка на статью вот: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.1021765/full (на англ., но гугл переводчик справляется).

Сталкиваются ли ваши дети с буллингом?
Какая атмосфера в классе/школе?

*Стивен Пинкер, известный психолингвист и популяризатор науки. Одна из последних книг «Лучшее в нас», где он опровергает расхожее мнение об изначальной порочности человеческой природы и склонности людей к насилию, о том, что мир катится в тартарары. Последовательно и аргументированно, с привлечением колоссального объема статистических данных, он доказывает, что насилия в мире с течением времени становится меньше, и в целом мир движется в правильном направлении.
Оптимистичное, духоподъемное и правильное чтение. И просто умная интересная книга.
1 минута