18 подписчиков
Человека не стало.
Часть 2 (о фильме «Некий мужчина» Кей Исикавы).
В целом, хочу отметить чарующее очарование тихой скорби об утраченных возможностях, при чем во многом герои оказываются заложниками ситуаций и обстановки изначально навязанных им близкими людьми, именно теми, кого в Японии зачастую принято почитать и продолжать. Изъявление собственной воли порой рисуется в контексте японской культуры, да и вообще какие-либо предпосылки к индивидуализму, как нечто недопустимое, возможно даже запретное и аморальное. Во многом это происходит добровольно - так уж повелось. Сложно представить насколько непосильной ношей может оказаться подобное заточение в устоях и субъективном опыте других, хоть и важных, и близких, и насколько тем самым внутренний конфликт усиливается в диаметральной прогрессии, усугубляясь подавлением как-либо позывов к свободе, замалчивании перед самим собой, попытка игноривать изъяны среды. Как часто в глазах и умах окружающих складывается мнение о нас, сквозь оптику привычек и устоев наших родственниках, а не нах самих и наших деяний. Что будет с личностью человека, который отрекается от имени данного ему при рождении? Можно ли стереть себя, сбежав от потомственных скреп? Считаю фильм «Человек» важным и получившимся, поскольку мурашки были и мыслей много, послевкусие думающее и рефлексируещее, соответственно, аудиовизуальный бад в деле.
В фильме нет красоты, сложно было выбрать эффектные кадры, поскольку их немного. Ничего не отвлекает от ситуации и музыка рождается в наблюдении. Хотя прием, чисто и конкретно кинематографичный - флэшбэки - деликатно компенсирует скудость видеоряда. Хочется всматриваться в лица актеров, как главное и мощнейшее выразительное средство. На протяжении всего фильма меня не покидало ощущение присутствия смерти, в разных ее состояниях, от крайне осязаемого и прекрасного - как части соединения с мирозданием, до иррационального, лихорадочного, жестокого и омерзительно - как олицетворения падения человеческой души.
В фильме присутствует детективная линия, но само расследование крайне условно, ведь суть совсем не в поиске человека, а в попытке понять причину его поступка, его отречения от собственного имени. Главный герой - адвокат Акира Кидо в исполнении красивущего Сатоси Цумабуки напомнил мне Бруно Ганса из «Неба над Берлином» Вендерса, своей грацией и сопричастностью, милосердием и вовлеченной отстраненностью. И, кстати, Вендерс путешествовал по Японии, восхищался японской культурой и в частно кинематографом Ясудзиро Одзу. Немного сумбурно и сбивчиво, но лучше так, чем забыть.
#японскоекино
2 минуты
21 июля 2023