Найти тему
30,3 тыс подписчиков

Когда я обсуждаю со своими студентами действие детских убеждений на взрослую жизнь человека, я использую метафору японских партизан. Есть такая история про нескольких японцев, которые годами продолжали воевать в джунглях Индонезии и Филиппин, не зная и не веря, что Вторая мировая закончилась. Также и наши убеждения, приобретенные в детстве, часто действуют так, как будто мы по-прежнему маленькие беспомощные дети перед лицом критикующих родителей, и не знаем, что детство закончилось.

И тут я по случаю приобрел маленькую книжку, роман Вернера Херцога «Сумерки мира». Того самого Херцога. Это мини роман про самого известного «партизана» - Хирао Оноду, который сдался в 1974 году (!!!), то есть через 29 лет после окончания войны.
В предисловии Херцог рассказывает о том, как во время визита в Японию, смертельно оскорбил принимающую сторону. Его хотел пригласить на неофициальную аудиенцию император, на что Херцог сказал: «Бог свидетель, я понятия не имею, о чем говорить с императором, эта встреча будет пустой формальностью». Глубоко оскорбленные японцы спросили, с кем бы он тогда хотел увидеться. И он ответил – с Хирао Онодой.
Книга многослойна. Она написана подчеркнуто документально, и автор как-бы не дает оценок. Но за этой кажущейся нейтральностью читается мощнейшее антивоенное высказывание.
Для многих японцев Онода – воплощенный идеал самурайского долга. Херцог, явно с сочувствием относящийся к герою, тем не менее, шаг за шагом показывает полнейшую абсурдность этого самого самурайского долга. Три человека годами ползают по джунглям, ловят крыс, грабят крестьян и убивают полицейских – «потому что так велит долг».
Но книга не только про Оноду. Мощная сцена, когда молодой японец пытается ответить на вопрос Оноды – «А почему, если война кончилась, годами летают военные самолеты и проплывают военные корабли?» и его собеседник отвечает, что, мол, была война в Корее, а сейчас во Вьетнаме, а еще что-то в Лаосе было, и вообще, кругом военные базы. И мне, как читателю, в этом видится посыл, что война-то действительно не закончилась! И ненормальный здесь не Хирао Онода, а человечество в целом.
Очень точно показано параноидное мышление персонажа, которого невозможно убедить в окончании войны. Даже когда приезжает его брат и через громкоговоритель уговаривает его сдаться, он считает, что брат захвачен врагом и в его словах считывает скрытое послание, что он, Онода, должен продолжать борьбу. Но ведь и здесь это не его личная особенность. Так же себя ведут по всему миру сторонники теорий заговора и вообще люди с черно-белым мышлением, объясняющие все проблемы происками Других.
Может быть, я читал книгу через призму пессимизма и поэтому увидел в ней некий приговор человечеству. Как-то Херцог сказал: «Если присмотреться, в джунглях видна гармония некоторого рода – это гармония всеобщего коллективного убийства». Я думаю, что человечеству нужно пройти ещё огромный путь, чтобы выйти из джунглей. Для этого придется пересмотреть глубинные убеждения о том, что есть Мы и Другие, и перестать вести себя так, как будто первобытная война за выживание всё еще продолжается.
Eakov Kochetkov
Когда я обсуждаю со своими студентами действие детских убеждений на взрослую жизнь человека, я использую метафору японских партизан.
2 минуты