Найти в Дзене
46,3 тыс подписчиков

Смоленск - город-крепость между Россией и Литвой


Я уже рассказывал о судьбе Смоленска - города, оказавшегося между двумя самыми успешными собирателями русских земель – Москвой и Литвой.

Побыв несколько столетий литовским городом, он при отце Ивана Грозного, Василии Третьем, на века стал российским.
Владельцы сменились, но диспозиция осталась прежней: хозяин смотрит опасливо, сосед – завистливо. Литва, а позже и Польша, никогда не отказывалась от мысли вернуть Смоленск.

Наверное, поэтому в конце шестнадцатого века в Смоленске знаменитый зодчий Федор Конь начал строить крепость, которую закончили уже в начале нового, семнадцатого столетия, при царе Борисе Годунове. Того самого, что во всеуслышание заявил: «Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Похвальба царя понятна – Смоленская крепость была и остается самой огромной из русских крепостей, ничего более масштабного в нашей стране с тех пор не строили: 38 крепостных башен (из них 9 – с воротами), протяженность крепостной стены – шесть с половиной километров.

И все бы хорошо, но буквально через несколько лет царь Борис «волею Божию помре», власть в стране захватил Самозванец, выдававший себя за младшего сына Ивана Грозного, и в стране началось Смутное время, которое едва не стерло Русское царство с карты мира.

И конечно же, очень быстро под стены Смоленска явились бывшие хозяева. 16 сентября 1609 года польская армия Сигизмунда III осадила Смоленск. Тогдашняя оборона Смоленска, несмотря на потерю города, стала одной из самых славных страниц военной истории России. Смоляне во главе с воеводой Михаилом Шеиным держали оборону почти два года – и это при полной анархии в стране!

Но в 1611 году город пал.

Смоленск на несколько десятилетий вновь становится центром Смоленского воеводства, получает от короля Магдебургское право и новый герб, первый официальный герб, от которого, правда, осталось только описание: в червленом поле архангел Михаил в железных латах и с обнаженным мечом в правой руке, попирающий ногами поверженного крылатого змея (дракона). Но и этот вариант герба не получил никакого дальнейшего развития – настолько, что не сохранилось ни одного изображения и нам приходится довольствоваться умозрительными современными реконструкциями вроде этой.
1 минута