Найти тему
5388 подписчиков

После отказа от полета по семейным обстоятельства, деньги, уплаченные по договору воздушной перевозки, подлежат возврату только через три года с даты отправления рейса


Как установлено судом, 22 февраля 2020 г. Ч. для себя и для супруги К. с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет» приобретены возвратные авиабилеты на рейсы ПАО «Аэрофлот» по маршруту Красноярск-Санкт-Петербург-Красноярск, запланированные на 17 и 26 июня 2020 г. Общая стоимость авиабилетов составила 63 482 руб., уплачена Ч. в тот же день.

9 июня 2020 г. истцы уведомили ответчика об отказе от договора воздушной перевозки по семейным обстоятельствам, просили возвратить стоимость билетов.

Рейсы, на которые истцами были приобретены авиабилеты, состоялись.

В августе 2020 года истцы направили ПАО «Аэрофлот» претензию о возврате уплаченных за авиабилеты денежных средств, на которую ответчик сообщил о возможности использования средств в счёт оплаты иных услуг перевозчика и проинформировал о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, сослался на Положение, утверждённое постановлением Правительства РФ 06.07.2020 №991.

Удовлетворяя требования истцов о возврате стоимости авиабилетов и устанавливая нарушение их прав как потребителей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 108 Воздушного кодекса РФ, исходил из того, что договор воздушной перевозки, заключённый между сторонами, содержал условие о возврате платы при расторжении договора и истцы уведомили ответчика об отказе от договора более чем за 24 часа до запланированного перелёта. При этом суд посчитал, что к спорным правоотношениям неприменимы ст. 1072
 Воздушного кодекса РФ и Положение, утверждённое постановлением Правительства РФ 06.07.2020 № 991, поскольку отказ от договора имел место по семейным обстоятельствам.

Апелляционный и кассационный суды с выводами суда первой инстанции согласились.

ВС РФ находит, что с выводами судов согласиться нельзя по следующим основаниям

В частности, согласно п. 5 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ 06.07.2020 № 991, в случаях, указанных в пп. «б» п. 3 (отказ перевозчика от исполнения договора при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части) и п. 4 (отказ пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на её части) Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счёт оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ 06.07.2020 № 991, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен п. 10 Положения (п. 6).

Как следует из пункта 10 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ 06.07.2020 № 991, денежные средства, указанные в пункте 6 Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Денежные средства, уплаченные Ч. и К. по договору воздушной перевозки, подлежали возврату по заявлению, поданному ими, по истечении 3 лет с даты отправления рейса, в связи с чем у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных пассажирами требований.

Определение ВС РФ 30.05.2023 № 53-КГ23-6-К8
3 минуты