Найти тему
21,3 тыс подписчиков

Конец бумажной эпохи: как оцифровывается «кузница»

Кузнечно-прессовый корпус № 1 стал одним из первых дискретных производств «КАМАЗа», где успешно внедряется MES – система оперативного управления производственными процессами. Этот программный продукт позволяет планировать и ставить задачи на производстве. Система Manufacturing Execution System (MES) стала одним из приоритетных направлений в рамках Стратегии цифровой трансформации, утвержденной на "КАМАЗе" в 2018 году. Начиная с 2019-го, MES поэтапно внедрялся на автомобильном, прессово-рамном заводах компании и на заводе двигателей.
На кузнечном заводе выбор пал на кузнечно-прессовый корпус №1 (КПК-1), как на одно из самых напряженных производств с огромной номенклатурой – порядка 600 поковок. Кроме того, корпус отличается большим объемом оборудования: только ковочных линий на базе прессов - 43 единицы. Поэтому осенью прошлого года на КПК-1 стартовало внедрение MES. Проект был поддержан тогдашним директором завода Сергеем Кленько, о его развитии регулярно получал доклады гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин, в прошлом месяце лично посетивший «кузницу».
Первым делом, по словам директора Центра цифровых трансформаций (ЦЦТ) Эльдара Шавалиева, нужно было перевести в цифровую форму сменно-суточное задание на штамповку поковок. Это позволяло наглядно оценивать ход производства и принимать оперативные решения.
Раньше, чтобы установить план работ, в цех спускалась «на бумаге» общая задача, распределялась между рабочими. Потом обратно – бумаги с отчетами о выполнении проходили через руки мастеров, руководителей, все это порождало задержки и неточности. Сегодня все иначе: можно контролировать весь процесс штамповки и при необходимости корректировать его. Со временем все три участка КПК-1 были охвачены MES, во все 43 ковочные линии вмонтированы датчики. Теперь каждый участник производственного процесса имеет в электронных терминалах свой интерфейс - всего таких терминала три, по одному на участок, не считая промышленных планшетов и ПК.
Разобравшись с постановкой задач, разработчики перешли к интеграции в MES функций наладки оборудования и штамповки. Теперь суточный план вводится в систему по вечерам, а с утра старшие мастера участков видят его в своих планшетах и могут скорректировать. И они, и начальники смены, цеха, корпуса, директор завода видят сменно-суточное задание, число работающих и простаивающих станков, количество занятого персонала в онлайн-режиме.
Не только производственные функции внедрены в систему, но и инструменты расчета зарплаты рабочих КПЦ. Автоматический расчет строится на данных о фактически выполненных операциях. Системой охвачены порядка 200 человек. Наладчики и кузнецы с помощью пропуска входят в MES, видят свое задание, а в конце смены – степень его исполнения и уровень заработка за смену. Видно, сколько конкретная бригада отштамповала. Количество поковок считывается с датчиков: один удар пресса – одна штука. Рабочие могут сами посчитать уровень своей зарплаты за отработанную смену, и в этом тоже плюс MES.
Крайней из тех задач, которые были успешно интегрированы ИТ-разработчиками в информационную систему, стало оперативное управление перевозками. В MES пока введена работа трех погрузчиков. Если раньше кузнецу приходилось отвлекаться от штамповки в поисках погрузчика, то сейчас на электронном терминале он указывает свой участок, свою задачу, кликом отправляет заявку, и она приходит на смартфон водителя погрузчика.
ИТ-специалисты ЦЦТ активно работают над внедрением в MES ремонтных функций, чтобы в случае поломки оборудования система передавала информацию непосредственно в службу ремонта. Такая новация позволит выдерживать сроки, не даст затеряться ни одной детали, а рабочие смогут видеть поэтапный план ремонта. Предстоит добавить в MES и задачи по резке металлических заготовок и изготовлению штамповой оснастки. Доклада об окончательном внедрении MES в КПК-1 генеральный директор "КАМАЗа" ждет к осени.
Источник: vestikamaza.ru/...cza
3 минуты