65 тыс подписчиков
А вы знаете, что в экономике есть группа товаров, которая не подчиняется закону «чем ниже цена, тем выше спрос»? И это на самом деле интересный феномен, который связан с тысячелетними человеческими инстинктами.
-------------
Так называемый эффект Веблена описывает ситуацию, при которой демонстративное потребление богачей порождает новое демонстративное потребление, а спрос на вещь РАСТЁТ (а не падает) вместе с её ценой. Важное уточнение: такие товары покупаются не ради их свойств, а с единственной целью – доставить зрителям метасообщение: «Посмотрите, у меня есть кроссовки/сумочка/тряпочка, которую вы не можете себе позволить, а я – могу». На языке антропологов хомо сапиенс на самом деле пытается сказать следующее: «У меня на плече шкура редкого зверя, на бедре – повязка необычного цвета, а из-за уха торчит перо опасной птицы! Это значит, я принадлежу к особенной группе двуногих. Моя стая быстрее, умней и сильнее, у моих людей больше еды и оружия, их очаг в пещере горит ярче. Не трогай меня, а то они придут и заступятся».
◉ И да, в этом свете становится даже немножко неудобно критиковать демонстративное потребление – люди ведь просто справляются так с тревогой) Отдавая $2000 за футболку с себестоимостью $20, (недолюбленный?) человек может купить ощущение защищённости. Теперь понимаем природу айфонов в кредит?))
Кстати, спрос, не обоснованный потребительскими зарактеристиками товара, а созданный под влиянием других факторов (типа статуса), называется в экономике нефункциональным.
1 минута
16 июля 2023
7703 читали