Найти тему
60,1 тыс подписчиков

Снимали ли в СССР 1960-х годов фильмы про пляжных нудистов?


На первый взгляд, нелепый вопрос, практически идиотский вопрос, так как все знают про строгость советской цензуры.

Однако факт остается фактом: в 1964 году в СССР был снят, а в 1965 году вышел в массовый кинопрокат (и при этом широко демонстрировался на детских сеансах) фильм «Девочка и эхо», где юная героиня предпочитала купаться на пляже голышом.

В сегодняшнем политкорректном мире такой фильм не взялась бы, наверное, снимать ни одна профессиональная киностудия.

За «несовершеннолетнюю обнаженку» нынче могут легко «призвать к ответственности» (и это как минимум).
В США XXI века гипотетических создателей такого рода картины, вообще, ждет тотальный кошмар…

А вот в СССР середины 1960-х фильм «Девочка и эхо» не только не стал шоком для кинематографического начальства, но и был всячески поддержан в прессе и награжден на нескольких кинофестивалях.

Девочка и эхо. СССР, 1964. Режиссер Арунас Жебрюнас. Сценаристы: Арунас Жебрюнас, Юрий Нагибин, Анатолий Черченко (по рассказу Юрия Нагибина "Эхо"). Актеры: Лина Бракните, Валерий Зубарев, Бронюс Бабкаускас и др. Выход всесоюзный кинопрокат – 30 декабря 1965 года. 5,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Специальная премия жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус» (1965). Большая премия жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Каннах (1965). Призы за режиссуру (А. Жебрюнасу) и операторскую работу (Йонасу Грицюсу) на пятом кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1965).

Советская кинокритика встретила эту поэтическую картину очень тепло, подчеркнув, что «новелла Ю.Нагибина, по которой сделан фильм "Девочка и эхо", способна расположить ее экранизаторов к умилению, к приятной художественной расслабленности. Если бы сюжет этот достался не режиссеру Арунасу Жебрюнасу вместе с оператором Йонасом Грицюсом, фильм легко мог бы получиться инфантильным, одуряюще сладким, по мысли своей коротким и наставительным. Но сосредоточенная, естественная в своей поэтичности мысль и манера режиссера, высокая, без позы, внятая и полнозвучная киноживопись оператора устранили эту близкую опасность. Их картина получилась строгой, потаенно значительной, чуть странной» (Иноверцева А. Последний день каникул // Экран 1965. М., 1966).

Интересна судьба исполнительницы главной роли - Лины Бракните – после того, как в 12-летнем возрасте она исполнила главную роль в фильме «Девочка и эхо», Алексей Баталов пригласил ее сыграть Суок в киносказке «Три толстяка» (1966). И она, на мой взгляд, великолепно справилась с далеко не самой легкой актерской задачей.

В 1967 году Лина Бракните (к тому времени ей уже исполнилось 15 лет) сыграла главную роль в «Дубравке», а в 1971 году снялась в фильмах «Море нашей надежды» и «Последний форт».
Однако – вопреки ожиданиям - в итоге актрисой она не стала: окончила исторический факультет университета…

Александр Федоров, киновед
Снимали ли в СССР 1960-х годов фильмы про пляжных нудистов?  На первый взгляд, нелепый вопрос, практически идиотский вопрос, так как все знают про строгость советской цензуры.
2 минуты
142 читали