Найти тему

«Природу мы

объясняем, жизнь душевную - понимаем («Die Natur erkennen wir, das Seelenleben verstehen
wir“.) Вильгельм Дильтей говорит о понимании как более глубоком переживании,связанном с личным опытом. Мы, что называется, "пропускаем через себя" (и только тогда, кстати, запоминаем)-некое знание или опыт. Получается, что понимание происходит по аналогии, это как бы примерка на себя другой роли. Но что именно служит внутренней палатой мер и весов? Вероятно, все же некоторая общность, которая и понимается через индивидуальное.
Тут надо сказать, что немецкое слово "Seelensleben" - это душевная жизнь, но не просто "душевность" - некоторое эмоциональное сопереживание. Оно, видимо, есть, но понимание находится на более высоком уровне. Или- более объёмном, затрагивая "разумную часть души".
Любопытно, что в философии истории по Дильтею действует скорее не "объективный дух", но отдельные личности, которые влияют на окружение. Мне лично это напоминает о теории пассионарности Льва Гумилёва .Пассионарность, которая проявляется в отдельных личностях, как некоторый "избыток" биохимического вещества
Картины Николая Рериха "Странник светлого града" "Кашмир" "Шамбала"
Около минуты