15,6 тыс подписчиков
Читаю сейчас работу генерал-майора Александра Свечина, Русско-японской войне посвященную; сегодня завершил раздел про операцию – именно операцию, не сражение – на реке Шахэ. Пожалуй, она – первый пример позиционного тупика, когда успех одних был обусловлен нередко нерешительностью – не неграмотностью, нет, именно нерешительностью – других. Плюс качество некоторых корпусов – недавно отмобилизованных и плохо обученных, способных попросту заблудиться во время выполнения поставленной задачи.
Подытоживая, Свечин пишет: «После операции на р. Шахэ Куропаткин полагал продолжать наступление; японцы и русские лежали на расстоянии ближнего ружейного огня, окопы с обеих сторон имели только слабое развитие, ни один фланг не был уперт ни в препятствие, ни в нейтральную территорию, — и все же самое настойчивое желание наступать оказалось неосуществимым; обе стороны в состоянии истощения остались неподвижными одна перед другой, и началась позиционная борьба.
Причины последней лежат, таким образом, не в том, что фронт армии пересекает весь театр войны, опирается обоими флангами в нейтральные территории или моря, а в том истощении фронта, которое заставляет отказаться от преследования позитивных целей и апеллировать для дальнейшего продолжения войны к новым мобилизациям, военным и экономическим напряжениям общей базы».
Последние строки никаких ассоциаций не вызывают у моих уважаемых читателей? По-моему, они прям так и напрашиваются.
Игорь Ходаков
Если Вам понравился пост — подписывайтесь на мой канал
Лубок из открытых источников.
1 минута
14 июля 2023