Найти тему
60,4 тыс подписчиков

Бертран Блие (родился 14.03.1939): по волнам моей памяти...


Фильмы Бертрана Блие вызывают бурные дискуссии в европейской прессе и неоднозначный приём у публики. Провокационный, ироничный кинематограф этого мастера (которому, увы, когда-то не нашлось места в советском «Кинословаре») уже давно обрел не только поклонников, но и своего рода преемников («Холодная луна» (1991) Патрика Бушети).

 Можно сказать, что Бертран Блие родился в кинематографической рубашке – его отец, известный французский актер Бернар Блие (1916 –1989) начал сниматься в кино за два года до рождения сына, а к концу 1950-х (Бертран тогда заканчивал школу) сыграл в фильмах Анри Клузо, Кристиана –Жака, Жюльена Дювивье, Андре Кайатта...

 В 1960 году Жорж Лотнер (наши зрители хорошо знают его по «Смерти негодяя» (1977), «Профессионалу» (1981) и другим развлекательным лентам) пригласил Бернара Блие на главную роль в своём втором полнометражном фильме «Шагай или сдохни», и тот не упустил случая «посватать» сына в ассистенты режиссера. Судя по всему, Лотнер остался доволен совместной работой с семейным дуэтом, так как пригласил отца и сына Блие поработать и на следующей картине – «Уймите барабаны».

Режиссерский дебют Бертрана Блие – документальный фильм «Гитлер? Такого не знаю / Hitler, connais pas, 1963) был замечен в кинематографическом мире, но у массовой аудитории, ни он, ни поставленная далее лента «Если бы я был шпионом» (1967), успеха не имел.

Вероятно, ощущая, что не может пока раскрыть свой талант в режиссуре, Бертран Блие на время полностью ушел в литературное творчество (он автор экранизированных им впоследствии романов «Вальсирующие», «Отчим», «Вечерний костюм» и др.), написал сценарий для Жоржа Лотнера.

Кстати, пародийная авантюрная лента «Оставь играть, это вальс» (1971), поставленная по сценарию Блие, возможно, лучшая среди полусотни лотнеровских фильмов, Точно подобранный актерский состав (Мирей Дарк, Жан Янн, Бернар Блие, Мишель Константен) лишь подчеркнул достоинства блестящей драматургии – её остроумных диалогов, эксцентричных гэгов, лихо закрученной интриги, пародирующей штампы гангстерских лент. Картина имела шумный прокатный успех, что позволило Бертрану Блие вновь поверить в свои силы и экранизировать собственный роман «Вальсирующие».

Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Бертран Блие: по волнам моей памяти», продолжение следует).
1 минута