15 подписчиков
Теория привязанности – это как программа перехода по мостику из незрелости в независимость. Из абсолютно зависимого и беспомощного ребенка мы вырастаем в самостоятельных людей, обладающих сложной психикой, ценностями, нравственностью и огромным количеством автономии.
Похоже на процесс гусеницы-шелкопряда. Она ест лист и выпускает шелк. Мы едим зависимость и выпускаем независимость. Мы едим привязанность и выпускаем сепарацию. Если на входе чего-то не хватает или «лист» неправильный, то на выходе мы видим дефицит в сепарации. Видим тревожного, пугливого ребенка.
Если у ребенка есть достаточная защита и забота, то он берет столько, сколько нужно, и наполняется ими, а потом демонстрирует независимость.
Согласно теории привязанности, взрослый приводит ребенка в мир, обещая ему свою любовь, защиту и заботу – но не удовлетворение всех желаний и полное отсутствие неприятных переживаний.
Мы имеем право жить свою жизнь, а ребенок должен к нашему способу жить приспособиться. Именно на это работают его инстинкты, его мощная программа поведения следования – быть со своим взрослым, ориентироваться на него, считать хорошим и правильным все, что считает хорошим и правильным взрослый, жить в его доме, есть его пищу, говорить на его языке, вести его образ жизни.
При этом весь путь от незрелости к самостоятельности мы проходим рядом с детьми и готовы в любой момент поддержать.
Приведем несколько поддерживающих фраз:
1. «Ошибаться нормально». Часто дети боятся не самой ошибки, а последствий, которые за этим последуют. Такое отношение порождает перфекционизм и синдром отличника. Если мы говорим, что ошибки нормальны, мы как бы легализуем их и помогаем детям легче проживать их. Также помогает рассказать истории из своего детства, когда мы совершали подобные ошибки.
2. «Как (чем) я могу тебе помочь?». Ребенку не так нужна помощь, как понимание того, что в трудную минуту он может рассчитывать на нас и нашу поддержку. Кроме того, она дает сыну или дочери возможность выбрать, что именно мы можем сделать и когда.
3. «Давай вместе придумаем, как можно все исправить, когда ты этого захочешь». Это, во-первых, показывает, что мы не бросаем ребенка одного на один с проблемой. Во-вторых, помогаем найти выход из ситуации.
4. «Чувствовать то, что ты чувствуешь, совершенно нормально». Так мы показываем, что нет плохих чувств и любые из них нормальны. Это снимает негласный запрет на негативные эмоции и помогает прожить их.
5. «Как здорово ты сделал (придумал) что-то». Так мы отмечаем достижения ребенка и показываем, что нам нравится, когда он делает что-то правильно и хорошо. Это закрепляет положительные моменты и снижает вероятность наступления негативных.
Обязательно говорите ребенку, что любите его. Эта простая фраза очень много значит для него и является главной поддержкой.
2 минуты
25 июля 2023