18 тыс подписчиков
[Ships]
1.Итак, утром 19 июня 1940 годалинейный корабль "Жан Бар" покинул верфь, вышел под буксирами на глубокую воду и в этот момент уже "вступил в бой". Именно в это ключевой момент, когда казалось все позади появилась новая проблема - в небе появились три немецких самолета, которые атаковали корабль. Но видимо фортуна все еще оставалась на стороне французского линкора - три бомбы упали в 50 метрах от буксиров, не задев корабль. Хотя, по воспоминаниям очевидцев, этой атаки хватило, чтобы один из буксиров бросил свою работу и спешно ушел в порт.
Как мы помним, на тот момент на борту "Жан Бара" было смонтировано две 90-мм спарки с ограниченным боезапасом, а также три спаренных 37-мм автомата и шесть спаренных 13,2-мм пулемета. Этого вряд ли было достаточно для отражения серьезного авианалета, но в данных условиях возможно и повезло.
Главное, что практически с первым налетом немецкой авиации механикам линкора удалось все же "оживить" турбины корабля и он дал ход. Это было еще одним успехом после выхода из дока, тем более, что уже через 15 минут "Жан Бар" атаковали еще три немецких самолета.
2.Как бы не было странно, но эта вторая атака оказалась более успешной - немцам на этот раз удалось добиться попадания в корабль и "положить" еще три бомбы вблизи правого борта линкора. Интересно, когда корабль шел на буксире - ни одной бомбы не попало, а как только корабль начал движение (до 12 узлов) - то и попадания появились!?
Немецкая бомба попала между орудийными башнями главного калибра, точно в диаметральной плоскости! Она пробила первую палубу и взорвалась на уровне главной броневой палубы. Ущерб был небольшой, так как взрыв произошел в помещении отдыха караульной смены боевых погребов (странное подразделение), которое сейчас не использовалось.
Взрывы от других бомб повреждений линкору не причинили. Можно предположить, что немецкие самолеты не готовились специально для удара по линкору, и просто искали цель на территории противника. А может надеялись лишь обездвижить корабль, чтобы его захватить, но не будем фантазировать.
3.Главное корабль шел к выходу в море, но по воспоминаниям нашего бравого лейтенанта ситуация на борту оставалась тревожной: "... под палубами корабля велась неутомимая деятельность. Недавно смоонтированное и еще не отлаженное оборудование работало плохо и непрерывно выходило из строя. Аварии имели место ПРАКТИЧЕСКИ во ВСЕХ системах, освещение постоянно гасло, появилось множество и других трудностей. Специалисты инженерной службы, электрики, кочегары и турбинисты находились на ногах без сна уже больше суток. Но слава богу, энергетическая установка корабля действовала, и винты вращались".
Кто знает, может быть если бы накануне специалисты корабля работали "более напряженно", то и сюрпризов в первые часы движения было меньше? Но этого мы не узнаем.
4.В итоге "Жан Бар" вышел в море, и к 11 часам уже находился вне гавани, и вне видимости с берега, ожидая заправки топливом, которого на нем было минимум (только для такого короткого "броска"). И уже после дозаправки с танкера "Тарн", которая завершилась в 18.15, линкор был готов к дальнему переходу.
Интересно, что по первоначальному замыслу, как отмечают некоторые источники, корабль должен был следовать в Англию, в Портсмут, и что для этой цели его были готовы сопровождать британские корабли. Но к 19 июня ситуация изменилась - линкор отправили в Касабланку, навстречу новым приключениям, )).
P.S.На фото спаренная 90-мм/50 зенитная установка "Modele 1926 года" - возможно именно две такие установки удалось на линкор перед выходом. Обеспечивала стрельбу на дальностях до 15,6 км (угол возвышения - 39 град.), досягаемостью по высоте - 9 км (угол - 80 град). Скорострельность 9-10 в/мин (по другим данным - 12-15), но многое зависело от подачи боезапаса, а именно с этим в тот период были проблемы. Но "отпугнуть" немецкие самолеты у них получилось.
3 минуты
12 июля 2023
678 читали