60,2 тыс подписчиков
Сабвей / Subway. Франция, 1984. Режиссер Люк Бессон. Сценаристы: Люк Бессон, Пьер Жоливе, Ален Ле Анри. Актеры: Изабель Аджани, Кристофер Ламберт, Ришар Боринже, Мишель Галабрю, Жан-Юг Англад, Жан Буиз, Жан Рено и др. Премьера: 10 апреля 1985. Кинопрокат во Франции: 2,9 млн. зрителей.
Один из лучших фильмов Люка Бессона – «Сабвей» - завораживает своеобразной "клиповой" эстетикой. Здесь почти каждый эпизод становится эффектным аттракционом виртуозного монтажа, музыки, цвета, света, непредсказуемой пластики движений героев в исполнении превосходного дуэта Кристофа Ламбера и Изабель Аджани.
Герои «Сабвея» живут в причудливом и странном мире «служебных помещений» парижского метро. Тут находится место полицейскому участку, воровской «малине», музыкальным репетициям и концертам и, разумеется, пассажирам.
В этом напоминающем авангардистский балет фильме Кристоф Ламбер неподражаемо пластичен в роли бесшабашного парня с разлетающейся в разные стороны копной желтых волос. Его герой отчаянно влюбляется в красотку из «высшего света» (Изабель Аджани), пытается ее шантажировать, а потом прячется от полиции и наемных убийц в подземных лабиринтах. Вместе с режиссером Ламбер строит свою роль так, чтобы ассоциации с главным персонажем знаменитого фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» были неизбежны. При этом герой Ламбера, в отличие от героя Бельмондо, обезоруживающе наивен, бесстрашен и словно излучает любовь и доброту...
В «Сабвее» Люк Бессон вовсе не стремится к убедительности психологических мотивировок и к глубине проникновения в характеры своих героев. Это вполне условные, хотя и чрезвычайно броско поданные фигуры - будь то аутсайдеры общества, либо оказавшаяся среди них избалованная жена преуспевающего бизнесмена.
Бессон строит свой фильм, как увлекательную игру, заставляя раскручиваться действие подобно упругой пружине. Вовремя разряжая накапливающееся напряжение преследования, режиссер все время словно подмигивает зрительному залу. Снимать кино для него - видимое наслаждение. Будто в пику академическому киноведению, богатому на многословные рассуждения о сложностях и трудностях творческого процесса, Люк Бессон с элегантной легкостью создает на экране атмосферу ироничной и насмешливой пародийной стилизации. При этом «Сабвей» не производит впечатления рассудочно-холодного опуса. Он проникнут чувственностью, особенно в актерской игре, где ощутим дух импровизационной свободы.
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Люк Бессон: по волнам моей памяти», продолжение следует).
2 минуты
12 июля 2023