689 подписчиков
Какие существуют виды музыкального слуха?
Ну что господа и господуни! Настала пора разобрать большинство видов музыкального слуха которые весьма полезны когда пишешь музыку.
Абсолютный – причина всех срачей на форумах комплексов музыкантов. Когда человек способен в точности определять на слух ноту и запоминать ее не сравнивая ни с какой другой. Человек обладающий таким слухом сможет определить на какой ноте пищит микроволновка. По моему опыту, иногда очень мешает жить, потому что когда все твои друзья расслабляются где нибудь на пикнике ты вместо того чтобы кайфовать от шашлыка и природы думаешь как сбить камнем птицу которая никак не может попасть в ноту.
Относительный или интервальный – когда человек способен распознавать интервалы между звуками. То есть имея опору в виде первой ноты человек с относительным слухом способен сопоставить с ней вторую ноту и понять что там происходит. Абсолютнику же опора не нужна. Вот и вся разница.
Аккордовый – когда выражена способность распознавать гармонические созвучия из 3-х и более звуков, т.е. аккорды. Если вы можете отличить минорный аккорд от мажорного, то не так все плохо, если сможете различить в чужой аранжировке где sus4, где aug и где септаккорды, то все очень даже хорошо.
Гармонический - когда человек может различить на слух гармонию по ступеням, функциональным связям, модуляциям, а также определить в порядке голосоведение или нет.
Многие путают с аккордовым слухом, но нет, гармония как дисциплина занимается взаимоотношениями аккордов между собой, а не построению аккордов в вакууме.
Внутренний – когда человек может как бы «услышать» музыку внутри себя, без внешнего источника. Именно так сочинял свои бессмертные произведения Бетховен, когда потерял способность слышать физические волновые колебания воздуха. У людей с хорошо развитым внутренним слухом развито так называемое предслышание, т.е. мысленное представление будущего звука, ноты, ритма, музыкальной фразы.
Ладовый – тесно связан с гармоническим и подразумевает способность распознавать мажор и минор, прочие взаимоотношения между звуками (тяготение, разрешение и т.д.) Для этого нужно вспомнить урок 3, где речь шла о том, что мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.
Звуковысотный – когда человек четко слышит разницу между нотами в полутон, а в идеале распознает четверть и одну восьмую тона.
Мелодический – когда человек правильно воспринимает движение и развитие мелодии, «идет» ли она вверх или вниз и насколько большими «скачками», либо «стоит» на одном месте.
Интонационный – сочетание звуковысотного и мелодического слуха, что позволяет чувствовать интонацию, экспрессию, выразительность музыкального исполнения. Сильно полезен тем кто исправляет корявые партии вокала.
Ритмический или метроритмический – когда человек способен определять длительность и последовательность нот, понимает, какая из них слабая, а какая сильная, и адекватно воспринимает скорость движения мелодии, легко различает размеры композиции.
Тембральный – когда человек различает тембральную окраску музыкального произведения в целом, и составляющих его голосов и музыкальных инструментов по отдельности. Если вы отличаете тембр арфы от тембра виолончели, тембральный слух у вас есть.
Динамический – когда человек в состоянии определить даже малейшие изменения силы звука и слышит, где звук нарастает (крещендо) или затихает (диминуэндо), а где движется волнообразно.
Архитектонический – когда человек различает формы и закономерности строения музыкального произведения. Если вы в состоянии отличить куплет от припева, то у вас не все потеряно.
Фактурный - когда человек может разобрать все вертикальное наполнение музыкальной ткани как по тембрам так и по типу музыкального выражения вплоть до самых тихих инструментов. Например: кульминация состоит из баса который играет восьмушками, основная мелодия играется на pluck тембре, сильно синкопирована, слабоинтенсивный контрапункт на синтезированной скрипке.
3 минуты
10 июля 2023