Найти тему
4831 подписчик

У Анны Даниловой тут в канале был вопрос «Чему вы сами учите своих детей?» Если честно, я прочитала и задумалась, что мы тут можем записать в свою копилку обучения, потому что в этом вопросе миллион уровней.


Самый прямолинейный – это условно предметность. Учу английскому, учу музыке и так далее. И я посмотрела в комментариях, там было много ответов такого рода. Мне тут нечем похвастаться, я не учу ничему. Помогаю там, где могу помочь, с русским, литературой, иностранными, историей, биологией. Ищу какие-то дополнительные интересные материалы, фильмы, книги, приложения, которые позволяют немного убрать унылый фокус школьного учебника и показать ту же биологию такой прекрасной, какая она есть. Но учить – нет. Я учу взрослых – читаю лекции, веду курсы/семинары и так далее. В этом мне хорошо, потому что это уровень «взрослый-взрослый» и, самое главное, как дистанция. Быть педагогом собственному ребенку я не могу, не хочу и получается у меня плохо. С другими детьми еще ничего, но вот со своим решительно не получается (и я теперь понимаю свою бабушку, которая до последнего не хотела заниматься со мной немецким языком, хотя преподавала его половине Москвы, кажется).

Были в комментариях ответы формата «учу читать», но записать это в «учу» у меня тоже не получилось, потому что это не какое-то учение прямо, а часть жизни, учу пользоваться ножом и вилкой, учу читать, учу общаться с другими людьми, то есть это я не воспринимаю это как обучение, это часть воспитания, общей жизни с ребенком, в который ты неизбежно до определенного образа его как будто бы учишь, но это не формат занятия, это просто жизнь. Разумеется, в этом есть какие-то элементы, которые ты берешь из протокольного. Например, странно объяснять логику без хотя бы разового подхода к силлогизмам Аристотеля. Недавно мы тренировались на них с детьми, придумывали свои силлогизмы, но это, опять же, не учеба, это игра в жизнь, которая потом пригодится. Не для того, чтобы сдать логику на пять или четыре, а чтобы в жизни было проще и понятнее. Или то же критическое мышление. Разумеется, мы учим детей задавать вопросы, уметь смотреть на вещи несколькими взглядами, искать уязвимости утверждений и фактов, но это же тоже жизнь, а не парта и доска.

Вообще, чаще всего в общении с детьми мне приходится учить саму себя. Тем же основам эмоционального интеллекта (ирония с долей правды). Потому что иногда очень сложно бывает принять, что твой ребенок – это совсем другой человек. Он не повторяет тебя. То, что тебе может быть легко, ему может быть очень сложно, наоборот, так далее. Вот этому постоянному принятию и уважению отдельности ребенка я точно часто себя тренирую. Ну давайте продолжим, чему вы учите ваших детей?)))))) И себя.
2 минуты
205 читали