15 подписчиков
Мое чужое лицо.
В попытках закончить тему фильмов Тэсигахары я потерпела поражение. Поэтому сегодня ныряем в картину «Чужое лицо/ Tanin no kao” 1966 года.
Во время осмотра нового завода инженер Окуяма получил серьёзные ожоги и фактически лишился лица. Свои увечья он скрывает под многослойными бинтами, которые не снимает даже дома. Это трагический случай изменил мужчину, сделал мнительным и злобным. В глазах жены он видит страх
и отвращение. От его постоянных нападок и резких высказываний страдают как близкие, так и случайные люди.
С утратой лица капитально рушатся его отношения с окружающим миром. Ведь без лица невозможно узнать человека, трудно опознать его социальный статус, попытаться разгадать его чувства и намерения. Самоанализ героя приводит его к крайностям в суждениях, безусловно, так ему проще проживать несправедливость обрушившуюся на него. Тэсигахара намеренно не показывает нам изуродованное лицо, возможно, он оберегает от неминуемого ужаса отвращения, которое могло бы пробудить в нас нетерпимость, предвзятость и засоренность стереотипами допустимых стандартов внешности, и тем самым щадит зрителя, он не запугивает, не использует уродство спекулятивно, как аттракцион.
Создается впечатление, что картина специально лишена визуальных изысков, ведь режиссёр, будучи художником по образованию, мастером икэбаны с раннего возраста тщательно разбирался в эстетских приемах, которыми, например, изобилует его «Женщина в песках». Тэсигахара акцентирует наше внимание на тексте и проживании его героем.
Именно лицо (и то, как его воспринимают окружающие) во многом определяет поведение человека. Это становится ясно, когда врач помогает герою спрятать его увечья под маской, в точности смоделированной по образу
и подобию настоящего человеческого лица другого мужчины.
Врач спрашивает мужчину: «Вам больше интересно вернуться или уйти отсюда?», то есть вернуться к своему «Я», или полностью переписать свою суть. Герой эмоционально противится каким-либо обсуждениям этой дилеммы, поскольку, скорее всего, сам не знает чего ожидать от себя, ведь он больше не знает кем он был до катастрофы, с каждым днем черты стирались, как память со временем стирает лица умерших близких. Границы становятся зыбкими. Разговор врача с мужчиной в следующем кадре превращается в голоса в радиоприемнике в его гостиной, где сам герой слушает песню и размышляет.
Трансформация неминуема - так считают Кобо Абэ вместе с режиссером. В новой маске герой начинает иначе одеваться и разговаривать. Даже образ его мышления начинает меняться — настолько велика связь между идентичностью человека и его внешним обликом. Происходит «обезличивание» главного героя.
Был ли он чудовищем, лишившись лица или становится им, скрываясь под чужим? Внешнее уродство бывает не так страшно, как уродство внутреннее, еще чаще бывает, что люди с изъяном идут на поводу своего «уродства», испепеляя гневом и отчаянием свои души.
Согласитесь, что столкнувшись на улице с человеком с «изъянами», неважно физические они или психологические, даже самых гибких и эмпатичных людей зачастую посещает какая-то неловкость, появляются ненужные пристройки, неловкость эта в некоторых людях может достичь той степени отвращения, из-за обиды на себя, свое собственное невежество, несостоятельность видеть суть, а не фасад, приводит к агрессии по отношению к человеку, спровоцировавшему весь этот ворох неприятных открытий в себе и чувств.
Что мы испытываем при виде умалишенного на улице? Как будем смотреть в лицо человеку, изуродованному шрамами от ожогов? Эти вопросы невольно приходится себе задавать при просмотре. При всем при этом Кобо Абэ в своем романе наделяет суперсилой именно умственно отсталую девушку, именно она узнает мужчину, которого видела в маске, позже в лике затворника в бинтах, в отличии от всего относительно «нормального общества».
Маска испокон веков, как символ, как феномен содержит в себе бесчисленное множество толкований.
В одной из последних сцен фильма жители города облачены в одинаковые маски, скрывающие индивидуальность каждого.
3 минуты
8 июля 2023