Найти тему

В организационном контексте уже более 50 лет внедряются термины, которые группируют навыки и компетенции важные для той или иной профессиональной деятельности.


На сегодняшний день чаще всего используются 4 группы навыков:

1. Твердые навыки (англ. hard skills) - профессиональные компетенции, связанные с конкретным объектом, сферой деятельности, специальностью, основанными на предметных знаниях и умениях.

Для них характерно следующее:
▪️ можно научиться за ограниченное количество времени, например, пройти 10 часовой курс;
▪️ могут быть подтверждены документально (документом об образовании, сертификатом или опытом работы);
▪️ можно легко оценить на этапе собеседования или выполнения тестового задания;
▪️ редко зависят от рабочего места и функционала должности в конкретной организации. Например, юрист, то должен уметь работать с нормативно-правовой базой, независимо от компании, где он работает.

К твердым навыкам относят технические навыки, профессиональные знания узкого профиля, навык работы с определенными инструментами и т.п.

2. Мягкие/гибкие навыки (англ. soft skills) - надпрофессиональные, междисциплинарные, неспециализированные навыки и качества.

Характеризуются:
▪️ универсальностью: навыки и качества, которые повышают эффективность в различных сферах без привязки к определенной профессии;
▪️ формируются всю жизнь, начиная с детства;
оцениваются субъективно и сложно оцифровать;
▪️ сложно подтвердить документально, только проверить через проявления в реальных ситуациях на протяжении какого-то периода времени.

К таким относятся коммуникабельность, ответственность, инициативность, креативность, эмпатия, умение работать в команде, креативность, умение убеждать и многие другие.

3. Метанавыки (англ. meta skills)- основополагающие, базовые качества или способности индивида, фундамент для осознанного и качественного роста во всех сферах жизни. Впервые это понятие впервые ввела доктор психологии Эми Минлелл и обозначила их как «умения духа». На их базе формируются все остальные навыки.

Метанавыки включают в себя мягкие навыки: если мета можно навык можно сравнить с личностной стратегией, то мягкие сравнивают с тактикой, применением навыка в конкретной ситуации.

К метанавыком относят осознанность как внимание к себе, управление фокусом, управление ресурсом, эмоциональный интеллект, сотворчество, установка на рост, принятие себя и других, принятие неопределенности и др.

4. Переносимые навыки (англ. transferable skills) - это та экспертиза или навыки, которые не принадлежат определенной индустрии или специальности, они могут быть полезными в разных профессиональных сферах и ролях.

Передаваемые навыки могут развиваться в одном контексте, а пригодиться в совершенно другом. Тем самым мы их переносим из одной сферы в другую. Актуальность введения таких навыков появилась в связи с тенденцией к смене профессиональной деятельности ни один раз за свою карьеру.

К такой группе навыков относят знание английского языка, умение планировать и самоорганизовать себя, умение пользоваться специальным ПО, умение коммуницировать, вести непринужденную беседу, умение работать с большими объемами данными, исследовательские способности, умение обучаться и др. Среди них могут быть как твердые, так и мягкие навыки.

Стоит отметить, что эти группы могут пересекаться и содержать одни и те же навыки в зависимости от контекста. Из них только метанавыки - более широкая группа, которая может включать или влиять на эффективность применения более узких навыков. Но в целом для профессионала в любой деятельности можно выявить ключевые навыки по этим 4 группам: твердые, мягкие, переносимые и мета.
В организационном контексте уже более 50 лет внедряются термины, которые группируют навыки и компетенции важные для той или иной профессиональной деятельности.
2 минуты