1 подписчик
Финансовый конгресс Банка России: что важного сказали о рубле и не только
Эльвира Набиуллина, глава Банка России
➖ Ослабление рубля не связано с желанием государства нарастить доходы госбюджета, а является следствием сокращения профицита торгового баланса. Экспорт за январь-май 2023-го упал к тому же периоду 2022 года на 40%, импорт вырос на 15%.
«Масштабное укрепление курса в прошлом году многие воспринимали как такую победу над обстоятельствами. Но надо честно признать: это было следствием прежде всего резкого роста экспорта и снижения импорта тогда. Сейчас, если мы посмотрим на динамику курса, она тоже во многом объясняется внешней торговлей. Если, например, сравнить положительный текущий счет в первом квартале этого года, то по сравнению с пиком прошлого года он упал в пять раз».
➖ ЦБ не таргетирует курс рубля, и для регулятора любой курс приемлем, если он не угрожает финансовой стабильности. При возникновении таких рисков регулятор готов проводить валютные интервенции, но сейчас таких рисков он не видит. Попытки искусственно поддерживать курс заканчиваются периодами глубокой девальвации. Для сглаживания краткосрочных колебаний валютного курса у ЦБ есть инструменты, такие как валютные свопы.
«Плавающий курс — это благо, которое позволяет экономике легче абсорбировать внешние изменения и шоки. Но важно, чтобы он не отрывался от фундаментальных основ».
➖ Однако ослабление рубля все же несет риски — проинфляционные риски для экономики России. Их ЦБ будет учитывать при решении по ключевой ставке.
Герман Греф, глава Сбера
➖ Сейчас валютный курс, вероятно, находится не на оптимальном уровне. Но он не опустится до экстремально низких уровней прошлого года и со временем должен укрепиться. В банке сохраняют прогноз в 75—78 руб./доллар.
«У нас рыночный курс, курс — это поплавок. Мы видим, какая проблема с экономикой в странах, где пытаются вмешиваться в ценообразование. Поэтому этот поплавок сейчас подпрыгнул наверх, произойдет подстройка под новые реалии всех секторов экономики и наступит какая-то новая стабилизация».
➖ Сбер предпочитает хеджировать свою валютную позицию, поэтому валютный курс оказывает на его баланс ограниченное влияние.
➖ Сбер, как и другие банки, в этом году может показать увеличение прибыли благодаря роспуску резервов, который создавал в 2022 году на фоне возросших рисков. Однако этот фактор будет иметь разовый позитивный эффект. Более того, банковский сектор нельзя назвать сверхприбыльным. У него доходность на капитал находится на уровне 20%, а есть сектора экономики, у которых этот показатель может доходить до 60 — 70%.
Андрей Костин, глава ВТБ
➖ Предложил создать альтернативный международный депозитарный расчетный хаб, который заменил бы Euroclear и Clearstream. Этот хаб можно расположить в одной из стран Персидского залива, учитывая концентрацию большого капитала в этом регионе. Также следует создать альтернативу международной системе передачи финансовых сообщений SWIFT и разработать новые инструменты привлечения капитала. Новая финансовая инфраструктура привлечет западных инвесторов и компании.
«Вся инфраструктура построена на Западе. Мы предлагаем создать новые инструменты, которые учитывали бы и национальное регулирование валют и рынков».
Инициативу Андрея Костина поддержал глава наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов. Однако отметил, что процесс создания нового депозитарного хаба достаточно сложный. Он также добавил, что новая международная структура должна быть децентрализованной, чтобы быть неуязвимой к санкциям.
2 минуты
6 июля 2023