365 подписчиков
«Змей Горыныч» в авиации. Пожарный танк с авиадвигателями!
«Горыныч» – название автомобилей, используемых для очистки территории а/д от камней, песка, иных загрязняющих поверхность материалов, для плавления льда и просушки покрытия для предупреждения его обледенения. На базе трактора Т-150К (позднее Т-155К), выпускаемого с 1971 года Харьковским тракторным заводом, был создан аэродромный реактивный очиститель. На него устанавливается реактивный двигатель, струя воздуха из которого сметает все на своем пути. Также «Горыныч» собирался и на базе крупнотоннажного грузового автомобиля «КрАЗ» (с двигателем сзади или спереди).
«АИСТ-5ВМУ» – творение НПП «Авиаисток». На автомобиль ставится реактивный двигатель ВК-1, используемый для истребителей МиГ-15, МиГ-17. При работе на максимальных оборотах ему требуется 1700 кг топлива в час. Производительность – 55-90 га/час, емкость цистерны 6000 л, масса без топлива более 11 тонн.
Продолжая тему аэродромного «Горыныча», нельзя не упомянуть разработку, применявшуюся в аэропорту Дрездена в 1960-х годах. С целью экономии временных, трудовых и денежных затрат на снятие силовой установки с истребителя, дальнейшую укомплектацию требуемого транспортного средства, включающую в себя установку и фиксацию реактивного двигателя, подведение топливных насосов, их соединение с цистерной, подключение панели управления реактивной системой, было решено взять списанный самолёт и установить его на платформу, подрезав крылья и часть хвостового оперения, не заморачиваясь со всем остальным. Применялись такие аппараты не только на аэродромах, но и на железной дороге. Сегодня на смену шумному, прожорливому и убивающему бетон «Горынычу» пришла современная техника.
Интересный факт: в 1991 году иракские войска выходили из Кувейта и подорвали там большое количество нефтяных скважин. Одновременно горели сотни источников добычи нефти, которые надо было чем-то тушить. Венгерская компания MB Drilling решила «скрестить» легендарный танк Т-34 и два двигателя от МиГ-21 для распыления газо-водяной смеси. У Венгрии был доступ и к названному выше танку, и к истребителю. Построили, назвали Big Wind и отправили в Кувейт. Существовала логичная проблема с баками, поэтому на месте тушения танк забирал жидкость из водоемов через шланги, что накладывало эксплуатационные ограничения. Ездил он медленно (5 км/ч), весил ~42 т (без воды и топлива), но за секунду выдавал более 800 литров воды. ВИДЕО.
Наши основные медиаресурсы:
Telegram (главная платформа)
Boosty (эксклюзив)
2 минуты
6 июля 2023