24,4 тыс подписчиков
В 1858 году во время распределения правительственной ренты среди южных племен Великих равнин, когда полторы тысячи типи шайеннов, арапахо, команчей, кайова и кайова-апачей расположились лагерем вдоль реки Арканзас, правительственный агент воспользовался случаем, чтобы как можно точнее донести до кайова мысль о том, что если они не прекратят свои вымогательства и грабежи американцев, то правительство не только прекратит выдавать кайова подарки, но и пошлет войска, чтобы наказать их за плохое поведение.
Великий вождь кайова Дохасан (Маленький Утес ок. 1790-1866 гг.), не перебивая, почтительно выслушал агента, а потом вскочил на ноги и, обратив внимание белого человека на сотни типи в речной долине, произнес ответную речь в очень характерной для индейцев манере:
"Белый вождь - дурак. Он трус. У него маленькое сердце - не больше гальки. Его люди слабы - их слишком мало, чтобы противостоять моим воинам. Они - женщины. Есть три вождя - белый вождь, испанский вождь и я. Я и испанский вождь - мужчины. Иногда мы поступаем плохо по отношению друг к другу, крадем лошадей и снимаем скальпы, но мы не злимся и не ведем себя как дураки. Белый вождь - дитя, и капризничает, как дитя. Когда мои молодые воины, чтобы их женщины и дети не голодали, берут у белого человека, проходящего через нашу страну, убивающего и разгоняющего наших бизонов, чашку сахара или кофе, белый вождь сердится и грозится послать своих солдат. Я долго искал их, но они не пришли. Он трус. Его сердце - женское. Я договорил. Передай великому вождю, что я сказал".
Источник - . Annual report of the commissioner of Indian affairs. Washington, 1858, Agent Miller, 99. Иллюстрация - Портрет Маленького Утеса, вождя кайова, кисти Джорджа Кэтлина, 1835 г.
1 минута
7 июля 2023
13,3 тыс читали