60,7 тыс подписчиков
Шляпа. СССР, 1981/1982. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценаристы: Леонид Квинихидзе, Виктория Токарева (по собственной повести «Ехал грека...»). Актеры: Олег Янковский, Людмила Савельева, Игорь Кваша, Наталия Трубникова, Семён Фарада, Ольга Вардашева, Римма Маркова, Ольга Барнет, Галина Микеладзе, Ирина Мирошниченко, Анатолий Солоницын, Тамара Акулова, Валентин Ганев, Михаил Кокшенов, Раднэр Муратов и др. 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Все-таки притягательный это жанр — мюзикл! Вот уже не один десяток лет бьются отечественные кинематографисты над созданием кинозрелищ, сплавляющих танцы и музыку с драматической или комедийной историей, а безусловных удач почти нет.
То здесь, то там блеснет мастерством Людмила Гурченко. То здесь, то там прозвучат хорошие киношлягеры. Но ни здесь, ни там не находится единственного и неповторимого «мюзикального» режиссера, рожденного для неподдающегося жанра.
Возьмется иной постановщик за мюзикл, и больше неохота. Трудно. Уж лучше накручивать очередной детективчик...
Пожалуй, лишь Леонид Квинихидзе («Соломенная шляпка», «31 июня» и др.) упорно пытается взобраться на недоступную и притягательную вершину жанра. Его мюзикл «Шляпа» называется и символически иронично и конкретно. Ибо главный герой фильма, известный эстрадный трубач Денисов, в самом деле, почти никогда не расстается с шикарным головным убором...
Цель режиссера ясна — используя хорошую драматическую повесть Виктории Токаревой "Ехал грека..." поставить нескучное музыкальное шоу о том, что получится, если «сунуть руку в реку» эгоизма.
И вот что получилось на экране. Олег Янковский в роли Денисова элегантен, обаятелен, умен, ироничен, разнообразен в выборе средств для достижения своих, не всегда приятных для окружающих целей. Ясно, Денисов идет неверной дорогой.
Людмила Савельева в роли возлюбленной Денисова женственна, обаятельна, умна, иронична, неподражаемо артистична в своей неразделенной любви.
К концу «Шляпы» становится ясно, что дело, конечно, не в ней. Денисов своевременно осознает допущенные им ошибки. Героиня Савельевой выходит замуж за другого. А рок-группа поет торжественную песнь, посвященную любимому руководителю...
Единения музыки и драмы не произошло. Тонкая психологическая ткань повествования Токаревой сведена в картине к однозначным прописям со счастливым концом. А вполне заурядные песенно-танцевальные номера существуют сами по себе. И крайне редко между музыкой и драмой проскальзывает искомая «вольтова дуга» сплава мюзикла...
Александр Федоров, киновед
2 минуты
10 июля 2023