Найти тему
30,3 тыс подписчиков

Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как бежит вода и как у некоторой коллективной идентичности, условно характеризуемой как «правильные русские мужики», вырываются в публичный дискурс представления о морали и нравственности в связи с «поведением российских женщин и иностранных болельщиков». Опытный пользователь интернета скажет: «пригорело». Опытный психоаналитик скажет: «нарциссическая травма».

Да, повышенный интерес российских женщин к иностранцам никогда не был секретом Полишинеля. Помню, в подростковом возрасте попалась книжонка автора постсоветских блокбастеров Эдуарда Тополя «Россия в постели», так там Тополь говорил, что прикинуться иностранцем было вернейшим способом охмурить советскую женщину. Но это отношение было всегда скрытым и неочевидным – даже замурзанный провинциальный выпивоха в силу гендерного дисбаланса на более или менее длинной дистанции мог обрести счастье в объятиях женщин, как говорят американцы, «не его лиги». Но это марафон, а жизнь полна и спринтерских забегов.
Что такое нарциссическая травма? Это некоторая ситуация, когда у пациента упала самооценка в результате утраты любви, признания (как правило, родительского). Его уверенность подорвана, поэтому для восстановления личности требуется компенсация (все вот эти вот рассуждения о «настоящих мужыках», которые не плачут, сильных, суровых – это вот оно и есть).
Наплыв иностранцев на ЧМ стал тем точечным резким ударом по постоянно ноющей нарциссической травме мужской коллективной идентичности России. И что же происходит в результате обострения этой травмы? Нарциссическая ярость (или нарциссический гнев). Автор концепции Хайнц Кохут утверждал, что нарциссический гнев связан со стремлением нарцисса к полному контролю своего окружения. Поэтому указания разного рода доброхотов мужского пола, кому давать, а кому нет, – это и не что иное, как нарциссический контроль того, что нарцисс считает «своим». Так что текст, скажем, Платона Беседина «Поколение доступных женщин» можно вполне себе считать проявившимся в виде параноидального бреда нарциссическим гневом. Текст прекрасно разбирается на систему представлений и выводов, ничего не имеющих с реальностью в системе «причина-следствие», зато выраженных в явной эгоцентричной форме и имеющих яркую аффективную окраску. Да и «прогрессивный» Юрий Дудь тоже в этой же шеренге, просто он не «запрещает», а «разрешает», что, как вы понимаете, тоже действие контроля.
И кстати, терапия на подходе. Психоаналитики советуют повторно пережить травмирующий опыт отчуждения родительской опеки, чтобы осознать его. А для коллективной идентичности родителями являются создатели (ну и если не создатели, то приемные родители) этой самой идентичности – государство. Последние новости нам в явной форме говорят, что отчуждение родительской опеки нам снова предстоит пережить, так что лучше быть готовым заранее.
© Илья Стахеев
Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как бежит вода и как у некоторой коллективной идентичности, условно характеризуемой как «правильные русские мужики», вырываются в публичный...
2 минуты