168,7 тыс подписчиков
Теперь вряд ли найдётся ответ, кто впервые придумал натянуть закольцованную верёвку над пропастью или рекой да повесить на ней корзину. Канатные дороги - технология древняя, а в промышленном масштабе её впервые воплотил в 1644 году голландец Адам Вайб в польском Гданьске. Там по 200-метровому канату на 7 деревянных опорах 120 вагонеток возили из-за реки грунт для строительства укреплений.
Слабыми местами системы оказались движитель вроде гужевой мельницы да канат, который быстро перетирался. Первую проблему решил в конце 18 века англичанин Джеймс Ватт, вторую в 1834 году немец Альберт Фогтс, придумавший стальной трос из проволоки, по спирали сплетающейся в 6 прядей, в свою очередь образующих такую же спираль вокруг мягкого сердечника.
Первая в России 9-километровая канатная дорога над болотами прошла от лесных делянок до станции Покров на Владимирщине в 1871 году, а в Европе к тому времени работали десятки канаток. Возить ими пассажиров впервые придумали в 1866 году в швейцарском Шаффхаузене: на Дамбу Мозера, громоздкую конструкцию посреди русла Рейна, уже не приводную плотину, но ещё не полноценную ГЭС, рабочие добирались в управляемых подвесных кабинках.
Другую схему выбрали англичане: с 1892 года в первый в мире "небесный трамвай", то есть маятниковая канатная дорога (с двумя вагонами, которые по расписанию отходят друг другу навстречу) в Британском Гонконге соединила приморскую промзону с жилым районом на горе Паркер. Однако пассажирские канатки, в отличие от грузовых, тогда не выходили за рамки нестандартного решения частной проблемы.
Медленные, слабые, беззащитные от непогоды и требующие от пассажиров некоторой сноровки, они плохо годились на роль массового транспорта... зато оказались незаменимы на горнолыжных курортах.
Первый бугельный подъёмник (канат, к которому цеплялись волокуша или лыжник) заработал в 1908 году в австрийском Шоллахе, причём его создатель Роберт Винтерхолдер был не инженер, а обычный приказчик отеля. На богемном горнолыжном курорте Сан-Валли, штат Айдахо, железнодорожный магнат Ульям Аверилл Гарриман в 1937 году придумал ещё изящнее - взять обычную промышленную канатку, но только вместо вагонеток повесить на неё кресла.
Вскоре Америку и Европу оплела густая сеть канатных дорог, к 1950-м годам доросшая и до Страны Советов. Первые отечественные "небесные трамваи" возили рабочих на рудники в грузинской Чиатуре (с 1954) и кабардино-балкарском Тырныаузе (с 1961), но вот и суровую страну, где счастье измерялось в тоннах, штуках и киловаттах охватил самый настоящий курортный бум.
Первая в России канатно-кресельная дорога заработала в 1963 году на Чегете, но она была скорее экспериментальной: в 1970-х центром отечественного канатно-дорожного дела стал Домбай.
2 минуты
19 июля 2023
354 читали