5789 подписчиков
Апдейт к предыдущему посту про режиссера Раппапорта - от коллег из «Сеанса» поступила уточняющая информация:
«Все правильно, да, идеалист и коммунист, конечно. Но хочу добавить. Раппопорт приехал в СССР со своей машиной и был очень модным парнем, который, судя по всему, делал в жизни, что хотел, по крайней мере, поначалу: папа-психоаналитик, например, настаивал, чтобы Герберт стал адвокатом, а тот свалил в Берлин кино снимать. В Ленинграде у него на самом деле ещё кринжовей была история. Дело в том, что он с 35-го по 40-й мучительно мечтал о советском паспорте и страшно расстраивался, что не дают. И вот после отмены двух фильмов по политическим соображениям (кстати, о «Мамлоке» успел хвалебный текст в «Правде» написать Михаил Кольцов, пока триста копий фильма не сняли с проката) Раппапорт все нервничал, а его поставили на народную картину «Музыкальная история» (потому что он в Голливуде работал, и, типа, знает как). За «Муз.историю» всем творческим работникам дали Сталинскую премию, а Раппапорту наконец вручили паспорт. Шел 40-й. А в июне 41-го его вызвали на площадь Урицкого, паспорт отобрали, разорвали, а его самого заперли с обещанием выслать из города как немца и будущего коллаборанта (он долго объяснял, что еврей и что покинул Германию с Пабстом как раз поэтому, но ему, понятно, не верили). Помог бывший чекист и ветеран гражданской Фридрих Эрмлер, который его и привез вместе с Шумяцким из США (Шумяцкого уже расстреляли к тому времени). Но Раппапорту об этом думать было некогда. У него была беременная жена на руках, художница по костюмам Лидия Шильдкнехт (из петербургских немцев), и когда режиссер Эрмлер его вытащил, они ещё до октября ждали самолёта через Ладогу. Их вывезли, и в Вологде она родила (сын режиссера Александр Раппапорт живёт сейчас, кажется, в Эстонии). В общем-то, можно сказать, повезло им всем, несмотря на идеализм. Режиссера Эдуарда Иогансона (партнёра Эрмлера по нескольким фильмам), например, в самолет не сажали, и он умер зимой. А родня Раппапорта в Вене, кажется, массово покончила с собой при нацистах. После войны Раппапорт восстанавливал (можно сказать, создавал) эстонское кино в советской его вариации — там есть несколько мрачных, любопытных фильмов. Работал он плотно даже в малокартинье (то есть, ценили всё-таки). Потом сделал угарный мюзикл «Черемушки» про массовое жилищное строительство. А дальше вернулся на Ленфильм. Жил в доме напротив студии. Его даже отпустили из Союза на встречу выпускников гимназии в Вену (50-летие выпуска), там он, видимо, и решил, что после смерти хочет лежать с семьей.
P. S. Про его жену тоже есть смешная история: ее папа Петр Шильдкнехт сбежал от мамы, двух детей и большевизма в 1923 году. Работал в кино под псевдонимом Пьер Шильд художником (занимался рисованием фонов). Так вот — вышло, что Раппапорт работал с ним на площадке «Дон Кихота» с Шаляпиным. Но Раппапорт, конечно, не знал, что этот художник — его будущий тесть»
2 минуты
14 июля 2023
296 читали